Действующий

Об утверждении муниципальной программы "Развитие общественного пассажирского транспорта в городе Томске" на 2014-2025 годы (с изменениями на 30 января 2024 года)

2. Система городского общественного транспорта


Система городского пассажирского транспорта в г. Томске сегодня представлена 8 троллейбусными и 5 трамвайными маршрутами, обслуживаемыми ТГУ МП "Трамвайно-троллейбусное управление", и 33 автобусными маршрутами, обслуживаемыми 354 частными перевозчиками. Доля транспорта частных перевозчиков на муниципальных маршрутах составляет 85% (около 700 ед. автобусов) в общем объеме транспортных средств, ежедневно выходящих на линию. Долю частного транспорта в объеме перевозок не представляется возможным установить ввиду отсутствия объективных данных по пассажиропотоку по частным перевозчикам.

На одном маршруте количество перевозчиков нередко превышает 20 усл. ед., что негативно сказывается на организации работы маршрута в целом. Отсутствие четкой системы внутренней диспетчеризации и служб эксплуатации выражается в отсутствии распределения графика работы между отдельными автобусами (водителями) на плановый период и приводит к частым неисполнениям графика движения по маршруту. Система нерегламентированного выхода на линию и применение интервального расписания без закрепления выполнения графиков (рейсов) приводят к тому, что водители выполняют только рентабельные рейсы, тогда как в остальное время работа перевозчиков и их работников осуществляется по их желанию.

Проверки, проведенные специалистами МБУ "Центр организации и контроля пассажироперевозок", выявляют большое количество нарушений утвержденного расписания, особенно в вечернее время и в выходные (праздничные) дни, а также требований, предъявляемых к подвижному составу. Так, интервал по многим маршрутам в вечернее время кратно превышает установленный. Подтверждают некачественную работу частных перевозчиков и многочисленные обращения в органы власти населения и депутатов.

Пассажирские перевозки в муниципальном образовании "Город Томск" на протяжении последних 10 лет осуществляются автобусами средней вместимости, не предназначенными для обслуживания городских маршрутов и не отвечающими современным требованиям к качеству и комфортности перевозок. Высокий уровень пола, неудовлетворительные возможности вентиляционных систем не соответствуют потребностям пассажиров пожилого возраста, пассажиров с ограниченными физическими возможностями, а также пассажиров с детскими колясками. Само техническое состояние и внешний вид подвижного состава вызывают жесткую и обоснованную критику потребителей.

Кроме того, на сегодняшний день только 117 единиц автобусов из 872 эксплуатируются в рамках установленного ресурса эксплуатации, что, несомненно, оказывает негативное влияние на уровень безопасности перевозок.

Ввиду вышеперечисленных обстоятельств сложилась достаточно парадоксальная ситуация: при общем избытке подвижного состава на линии имеет место недостаток транспортных средств, рост времени ожидания на отдельных маршрутах и, особенно в вечерние часы, переполнение подвижного состава в часы пик.

Для устранения данной проблемы необходимо изменение маршрутной сети, а также установление новых четких требований к подвижному составу, используемому в работе по муниципальным маршрутам, по пассажировместимости, сроку эксплуатации, экологическому классу, комфортности, а также неукоснительное их соблюдение путем включения соответствующих требований в договоры на перевозку.

Работа большого количества пассажирского транспорта, морально устаревшего и предельно изношенного, недостаточное развитие городского электрического транспорта оказывают негативное влияние на экологическую обстановку в городе.

По данным Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, атмосферный воздух загрязнен практически над всей территорией города. В большей его части, расположенной вокруг городских лесов и вдалеке от промышленных предприятий, отмечается повышенный уровень загрязнения. Основные кварталы городской застройки, в том числе центр города, Воскресенская гора, мкр. Каштак, Томск-II, мкр. Высотный, район вдоль улицы Сибирской, Нижней Елани, площади Южной и мкр. Степановка, страдают от высокого уровня загрязнения. Несколько районов характеризуются очень высоким уровнем загрязнения. В число таких районов попали окрестности ул. Бердской, пр. Мира, Иркутского тракта, спичфабрики "Сибирь", ТНХК, района Татарской слободы, а также обширный район, включающий Верхнюю Елань, Юрточную гору и ГРЭС-2.

Основная часть транспортного потока муниципального образования "Город Томск" проходит через центральные магистрали города (пр. Ленина, пр. Фрунзе, пр. Кирова), в результате чего эмиссия загрязняющих веществ от автотранспорта приходится на приземный слой атмосферы высотой до 2-х метров. Наиболее остро стоит проблема активного загрязнения приземного слоя атмосферы соединениями свинца, который относится к тяжелой группе металлов. Тяжелые металлы являются канцерогенными веществами и провоцируют развитие онкологических заболеваний.

Преимущества общественного транспорта известны давно. Согласно подсчетам для перевозки одного пассажира на один километр пути при использовании личного автомобиля в атмосферу выбрасывается до 8 литров отработанных газов. Автобус средней вместимости на одного пассажира выбрасывает 3 литра вредных веществ, для автобуса большой вместимости данный показатель равен 1 литру отработанных газов. Автобусы в настоящее время переходят на использование более дешевого и экологически чистого газового топлива, что однако полностью не исключает наличие вредных выбросов в атмосферу. В настоящее время переведено на газомоторное топливо более 70% автобусов, что в свою очередь вызвало нехватку газовых заправок и рост эксплуатационных затрат, связанных с недостаточной мощностью и удаленностью АГНКС. У троллейбусов вредные выбросы в атмосферу отсутствуют.

В этой связи для устранения негативного влияния на экологическую обстановку в городе необходимо развитие сети маршрутов горэлектротранспорта.

Единственное в городе муниципальное предприятие - ТГУ МП "Трамвайно-троллейбусное управление" имеет в хозяйственном ведении 132 ед. подвижного состава, в том числе 42 ед. трамваев и 90 ед. троллейбусов, и осуществляет перевозку пассажиров по 8 троллейбусным, 5 трамвайным маршрутам. При этом 19 трамваев выпущены в 1984 - 1988 гг., а 11 - в 1992 - 1997 гг. Таким образом, соответствуют современным требованиям только 14 трамваев. Это значительно увеличивает время простоя в ремонте и снижает надежность эксплуатации подвижного состава на линии. Также 9 из 90 троллейбусов имеют срок службы более 15 лет и нуждаются в замене на более современные модели. Ежедневно на линию по муниципальным маршрутам выпускается до 64 троллейбусов, 34 трамваев. Вместе с тем оптимальное количество вагонов для обслуживания уже существующих маршрутов требует выпуска на линию 75 троллейбусов и 35 трамваев. С учетом предполагаемого продления троллейбусного маршрута до мкр. Зеленые Горки выпуск муниципального электротранспорта должен составлять до 120 единиц (85 троллейбусов и 35 трамваев) в рабочий день. Максимальная вместимость парков (до 110 троллейбусов и до 50 трамваев) позволяет выпускать такое количество транспортных средств, исходя из необходимого времени простоя в ремонте, а также с учетом увеличения инвентарного числа троллейбусов и замены изношенного подвижного состава.

С 01.01.2013 в связи со сложным финансовым состоянием и отсутствием средств в городском бюджете на компенсацию убытков от перевозки пассажиров муниципальными автобусами ТГУ МП "Трамвайно-троллейбусное управление" вынуждено было отказаться от автобусного подразделения, расположенного на пр. Мира, 52, и, следовательно, от обслуживания муниципальными автобусами ЛиАЗ-5256 автобусных маршрутов NN 18, 81, 33, 34. Закрытие муниципального парка вызвало негативную реакцию пассажиров. По их мнению, полная монополизация рынка пассажироперевозок автобусами частных перевозчиков негативно сказалась на качестве и безопасности. Кроме того, муниципальный электротранспорт остается на сегодня практически единственным транспортом большой вместимости в системе пассажирских перевозок в городе Томске.

Приобретенные с 2007 по 2011 год в муниципальную собственность 73 троллейбуса составляют 81% от общего количества эксплуатирующихся в настоящее время на муниципальных маршрутах Города Томска троллейбусов.

Анализ пассажиропотока в динамике 2006 - 2013 годов свидетельствует о снижении количества пассажиров, перевезенных ТГУМП "ТТУ", что объясняется закрытием движения троллейбуса при строительстве развязки по ул. Пушкина в 2011 - 2012 годах, а также занижением удельного веса ТГУМП "ТТУ" при распределении финансовых средств областного бюджета между перевозчиками, оказывающими услуги по перевозке пассажиров по ЕСПБ в 2013 году.

В целом на протяжении последних трех лет наблюдается снижение объема городских пассажирских перевозок, основными причинами которого остаются:

неоптимальная маршрутная схема;

износ подвижного состава как муниципального, так и частного - снижение комфорта перевозок;

кадровый дефицит - недостаток водителей;

частое невыполнение графиков движения, снижение времени работы в вечерние часы;

отсутствие на линии автобусов большой вместимости;

рост количества частного автотранспорта.

Кроме этого следует отметить, что ТГУМП "ТТУ" имеет серьезную социальную нагрузку, осуществляя перевозки в рамках неравной конкуренции по проездным билетам и ЕСПБ, несет ряд расходов по содержанию вверенного муниципального имущества, которые отсутствуют у частных перевозчиков, а именно расходы по содержанию рельсового хозяйства, контактной сети.

В течение 2009 - 2011 гг. ТГУ МП "ТТУ" в связи с утверждением экономически необоснованных тарифов получило убытки в размере более 250 млн руб. В связи с этим на 01.01.2014 имеется задолженность муниципального предприятия по банковским кредитам и перед прочими кредиторами в сумме до 158,5 млн руб. В настоящее время финансовая ситуация на предприятии стабилизирована. Вместе с тем до перехода на новую схему предоставления субсидии - в зависимости от пассажиропотока - необходимо обеспечить снижение финансовой зависимости предприятия и погасить большую часть указанных обязательств.

Объем расходов на погашение обязательств, вызванных убытками прошлых лет, не зависит от количества перевезенных пассажиров, и в целях сохранения системы муниципального электротранспорта необходимо существенное снижение обязательств предприятия в течение 2014 - 2015 гг.

Несмотря на существенный вклад коммерческого транспорта в перевозки пассажиров, муниципальный пассажирский транспорт остается наиболее надежным видом транспорта, гарантирующим выполнение социальной функции общественного транспорта. Поэтому проблема повышения эффективности функционирования муниципального пассажирского транспорта должна рассматриваться органами местного самоуправления как ключевая при повышении качества транспортного обслуживания населения. Устойчивые показатели результатов работы муниципального пассажирского транспорта позволяют органам местного управления последовательно реформировать регулируемый рынок транспортных услуг. С учетом вышеизложенного, в случае утверждения решения об участии муниципального образования "Город Томск" в муниципально-частном партнерстве, в перспективе следует рассмотреть вопрос создания автотранспортного предприятия на принципах муниципально-частного партнерства (для этих целей рекомендуется рассмотреть возможность использования муниципального имущества - автобусов, прав аренды на них в качестве взноса муниципалитета в уставный капитал такого предприятия).

Несмотря на большое количество документов, регламентирующих работу транспортной системы, законодательная и нормативно-правовая базы на региональном и местном уровне недостаточны для эффективного регулирования и управления в области городского пассажирского транспорта, что негативно сказывается на качестве обслуживания населения.