(В редакции, введенной в действие с 13.11.2020 года постановлением администрации Города Томска от 11 ноября 2020 года № 983
- см. предыдущую редакцию)
Муниципальная система социальной поддержки населения на территории муниципального образования "Город Томск" реализуется в рамках стратегического направления развития Города Томска, обозначенного в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденной решением Думы Города Томска от 27.06.2006 № 224, а также в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за счет средств доходов местного бюджета.
На современном этапе развития проведение комплекса мер по повышению уровня жизни населения является одним из приоритетных направлений деятельности органов власти. Решением Думы Города Томска от 21.12.2010 № 55 "О новой редакции Положения "Об оказании мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории муниципального образования "Город Томск" и постановлением администрации Города Томска от 02.02.2011 № 78 "О реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан" определены категории граждан, в отношении которых направлены меры социальной поддержки, реализуемые на территории муниципального образования "Город Томск", а также порядок их предоставления.
Постоянно совершенствуются механизмы предоставления мер социальной поддержки гражданам в муниципальном образовании "Город Томск" в части усиления адресности.
В целях совершенствования работы по созданию условий доступности объектов социальной инфраструктуры, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", для инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 № 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики" обеспечено проведение паспортизации объектов.
С 2012 года на базе МАУ ЦПСА "Семья" осуществляет работу служба "Социальное такси" для инвалидов, имеющих медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации в виде кресел-колясок. Проезд осуществляется на низкопольном микроавтобусе, оборудованном специальным подъемником, к социально значимым объектам, в том числе в выходные и праздничные дни.
Ежегодно в рамках текущего финансирования проводятся мероприятия по адаптации объектов городской инфраструктуры, выполняются благоустроительные работы с учетом потребностей маломобильных групп инвалидов в зонах рекреации, внутриквартальных и дворовых территориях городской среды.
Проводится работа по адаптации муниципального общественного транспорта для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения. В настоящее время 48 единиц электротранспорта (низкопольные троллейбусы с выдвижным пандусом) и 25 единиц оборудованного автотранспорта осуществляют перевозку маломобильных граждан.
Ежегодно гражданам, достигшим возраста 60 (для мужчин) и 55 лет (для женщин), оказывается единовременная социальная (материальная) помощь в форме материальной помощи в трудной жизненной ситуации и на зубопротезирование.
Одиноко проживающим гражданам пенсионного возраста оказывается социальная (материальная) помощь на установку бытовых электрических, газовых плит и на ремонт жилья. При этом дополнительно, за счет межбюджетных трансфертов, удается увеличить количество отремонтированных квартир ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Помимо этого, для одиноко проживающих пенсионеров, не имеющих близких родственников и нуждающихся в улучшении уровня жизни, реализуется мера социальной поддержки в виде пожизненной ренты, позволяющая обеспечить правовой защитой одиноких пенсионеров.
Ежегодно мерами социальной (материальной) поддержки охватываются семьи с детьми.
Так, с целью снижения социальной напряженности, связанной с дефицитом мест дошкольного образования, на условии софинансирования с Администрацией Томской области, реализуется мера социальной поддержки "Денежная выплата родителям (законным представителям) детей, осваивающих образовательную программу дошкольного образования и получающих услуги по присмотру и уходу в организациях, осуществляющих обучение, частных образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, в целях возмещения затрат за присмотр и уход", введенная в 2013 году. Для этих же целей с 2012 года реализуется мера социальной поддержки "Компенсация родителям (законным представителям) части затрат за содержание детей в группах по присмотру и уходу за детьми".
В целях удовлетворения потребности многодетных семей в присмотре и уходе за детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, успешно реализуется мера социальной поддержки многодетным семьям при присвоении статуса "Семейная группа присмотра и ухода за детьми".
МАУ ЦПСА "Семья" предоставляются муниципальные услуги, направленные на обеспечение доступной и своевременной квалифицированной психологической, правовой и иной социальной помощи населению разных возрастных групп, в том числе подросткам. Специалисты центра проводят диагностику и коррекцию различных поведенческих отклонений, помогают преодолевать трудные жизненные ситуации.
Законом Томской области № 246-ОЗ от 15.12.2004 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки в отношении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления, в том числе муниципальное образование "Город Томск" наделены отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- ежемесячные выплаты денежных средств опекунам (попечителям) на содержание детей и обеспечение денежными средствами лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находившихся под опекой (попечительством), в приемной семье и продолжающих обучение в муниципальных образовательных учреждениях;
- ежемесячные выплаты денежных средств приемным семьям на содержание детей;
- ежемесячная выплата вознаграждения, причитающегося приемным родителям;
- единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
Таким образом, реализуемые мероприятия способствуют концентрации социальных расходов бюджета на помощь наиболее нуждающимся группам населения:
- гражданам, достигшим возраста 60 (для мужчин) и 55 лет (для женщин);
- инвалидам;
- гражданам и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- многодетным семьям;
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Оценивая ситуацию в сфере реализации мер социальной поддержки на территории города, можно отметить определенную положительную динамику. Доля граждан, имеющих среднедушевой доход ниже установленного в городе прожиточного минимума, снизилась с 19% в 2007 году до 16,3% в 2012 году.
Анализ обращений граждан по итогам 3-х лет показывает, что большая часть населения обращается за помощью в крайне трудной жизненной ситуации, возникшей вследствие инвалидности, внезапной или длительной болезни, преклонного возраста, сиротства, отсутствия постоянной работы, непредвиденных и иных обстоятельств.