Значение автомобильных дорог постоянно растет в связи с изменением образа жизни людей, превращением автомобиля в необходимое средство передвижения, значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличения объемов строительства, расширения торговли и развития сферы услуг.
Развитие улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск" является первоочередной социальной и градостроительной задачей. Город Томск имеет исторически сложившуюся улично-дорожную сеть с плотной застройкой. По состоянию на 01.01.2014 протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, составляет 797,4 км, из которых 565,5 км - с усовершенствованным покрытием.
Однако, в 2016 году администрациями районов г. Томска были произведены замеры протяженности убираемых автомобильных дорог. Таким образом, общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием на 01.01.2017 составила 853,4 км., в том числе с усовершенствованным покрытием 602,0 км. Данные показатели были отражены в статистической форме № 1-КХ "Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов" за 2016 год, который в установленном порядке был предоставлен в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области управлением дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска.
Следует отметить, что на пропускную способность улично-дорожной сети и скорость движения транспортных средств в условиях города оказывают воздействие большое количество факторов, основными из которых являются: погодно-климатические условия; геометрические параметры улиц, эксплуатационное состояние, условия для движения транспорта и другие.
Быстрый темп автомобилизации привел к значительному росту интенсивности и плотности движения транспортных потоков на сети города. Обследование геометрических параметров магистральных улиц показали, что 67% улично-дорожной сети не соответствует установленным требованиям, что в свою очередь не соответствует требованиям интенсивности, безопасности и составу движения транспортных потоков и не обеспечивает надлежащую пропускную способность. Интенсивность движения по улично-дорожной сети города значительно увеличилась, что привело к снижению эффективности: образуются очереди при подъезде к трамвайным и железнодорожным путям, возникают задержки на пересечениях в одном уровне, возрастает продолжительность движения по маршруту, резко ухудшаются условия для маневрирования, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий.
К снижению пропускной способности улично-дорожной сети города также приводят стихийные парковки автотранспорта на проезжей части, особенно в местах размещения объектов массового обслуживания.
Кроме того, увеличение количества транспортных средств наряду с низкой пропускной способностью улично-дорожной сети приводит к отрицательному воздействию на окружающую среду города. По данным Томского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, расчетная величина интегрального индекса загрязнения атмосферы составляет 15,51 и классифицируется, как очень высокая по отношению к предельно допустимым концентрациям примесей (Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенное в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 г. № 14-01-333).
Таким образом, основными проблемами развития сети автомобильных дорог являются следующие:
- геометрические параметры магистральных улиц не соответствуют установленным требованиям, что в свою очередь не соответствует требованиям интенсивности и составу транспортных потоков и не обеспечивает надлежащую пропускную способность;
- перевозки по автомобильным дорогам осуществляются в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению себестоимости перевозок, снижению безопасности движения;
- 90 % улиц и дорог муниципального образования "Город Томск" имеют по одной полосе движения в каждом направлении, 10 % имеют двух и более полосную проезжую часть от общей протяженности улично-дорожной сети, что не позволяет обеспечить достаточную пропускную способность, безопасное и высокоскоростное обслуживание современных большегрузных транспортных средств;
- свыше трети протяженности улиц, дорог и мостовых сооружений требуют увеличения прочностных характеристик из-за ускоренной деградации дорожных конструкций и снижения сроков службы между ремонтами вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей.
В целях развития особой экономической зоны технико-внедренческого типа Города Томска, модернизации производств и привлечения иностранных инвесторов на территорию муниципального образования, а также увеличения темпов строительства многоэтажной жилой застройки восточной части города и перспективы освоения левого берега р.Томи, возникла крайняя необходимость в развитии улично-дорожной сети г. Томска.
Разработка подпрограммы "Развитие улично-дорожной сети" является одним из этапов развития современной и эффективной транспортной инфраструктуры, повышению пропускной способности дорог; повышению доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения; повышению комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
В рамках подпрограммы, предусмотрены мероприятия по реконструкции перегруженных движением участков автомобильных дорог, ликвидации грунтовых разрывов и реконструкции участков дорог, имеющих переходный тип дорожной одежды проезжей части, строительству и реконструкции обходов г. Томска и других населенных пунктов, строительству пересечений автомобильных дорог и магистральных железных дорог в разных уровнях, реконструкции ремонтонепригодных мостовых сооружений, а также других искусственных сооружений, с целью приведения их характеристик в соответствие с параметрами автомобильных дорог на соседних участках, повышения безопасности движения, увеличения грузоподъемности, долговечности и эксплуатационной надежности.
Также предусмотрены мероприятия, направленные на формирование устойчивых межрегиональных транспортных связей с соседними регионами и внутри региона. В соответствии с Генеральным планом города Томска для развития улично-дорожной сети необходимо строительство путепроводов на пересечениях железной дороги с основными городскими магистралями.
В результате пересечения магистралей с пешеходными переходами в 1 уровне значительно снижается скорость движения транспортных средств и уменьшается безопасность всех участников движения. Поэтому приоритетными направлениями является строительство подземных/надземных пешеходных переходов.
Одним из основных мероприятий по развитию улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск" является обследование технического состояния мостовых сооружений на территории образования.
Мостовые сооружения являются составной частью улично-дорожной сети города Томска, и от их состояния зависит безопасность и пропускная способность транспортных потоков на улицах и дорогах. Большинство мостов и других транспортных сооружений на улицах и дорогах муниципального образования "Город Томск" имеют возраст более 20 лет, поэтому требуют тщательного ухода, содержания и проведения соответствующего ремонта.
На мостовые сооружения отсутствует требуемая техническая документация, полнота и достоверность которой позволит реально оценить состояние мостовых сооружений. Имея полную информацию о техническом состоянии мостовых сооружений и автоматизированный банк данных по ним, позволит оперативно принимать технические решения по каждому искусственному сооружению, планомерно назначать сроки ремонтов и рационально использовать, выделяемые бюджетные средства.
Учитывая, что мостовые сооружения муниципального образования "Город Томск" имеют длительный срок эксплуатации без текущего и капитального ремонта, и отсутствует документация об их техническом состоянии и грузоподъемности, объемы работ по обследованию технического состояния мостовых сооружений включены в данную подпрограмму на ближайшие годы.
Департаментом капитального строительства администрации Города Томска были выполнены работы по строительству ул. Елизаровых от ул. Шевченко до ул. Клюева. В рамках выполнения работ по данному объекту был построен надземный пешеходный переход, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, 97п. В настоящее время переход оформлен в собственность муниципального образования "Город Томск" и находиться в оперативном управлении департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска. (Справочно: устройство лифтов в надземном пешеходном переходе не были предусмотрены рабочей документацией, так как переход расположен с одной стороны в промышленной зоне, а с другой стороны в жилой застройке).
Вместе с тем, прокуратурой города Томска была проведена проверка исполнения администрацией Города Томска, отраслевыми органами, а также подведомственными учреждениями требований законодательства. Представлением прокуратуры города Томска об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне, законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, установлено, что ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В нарушение требований закона условия для беспрепятственного доступа к вышеназванному надземному переходу маломобильных групп населения не созданы. Указанные нарушения закона ущемляют права инвалидов на обеспечение равного доступа с остальными гражданами к объектам инженерной и транспортной инфраструктуры.
С целью устранения нарушения, выявленного прокуратурой города Томска, необходимо провести работы по исследованию интенсивности движения пешеходных потоков, в том числе маломобильных групп населения, по результатам которой определить целесообразность проведения реконструкции перехода (необходимость устройства лифтов), в данной связи объект: "Исследование интенсивности движения пешеходных потоков, в том числе маломобильных групп населения, в районе надземного пешеходного перехода, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, 97п" включен в перечень мероприятий подпрограммы "Развитие улично-дорожной сети".
В целях увеличения протяженности построенной улично-дорожной сети с усовершенствованным покрытием в рамках реализации мероприятий подпрограммы предусмотрено выполнение работ по строительству объекта: "Строительство транспортной развязки с ж.д. Тайга - Томск на 76 км". По объекту получено положительное заключение государственной экспертизы от 27.06.2014 № 198-14/КРЭ-2049/02. Согласно сводного сметного расчета, составленного в ценах 2 квартала 2014 года, главой 1. "Подготовка площадок (территории) строительства" предусмотрены затраты связанные с компенсацией убытков, подлежащих возмещению правообладателям объектов недвижимого имущества в связи с изъятием земельных участков. В данной связи необходимо выполнить оценку земельных участков и объектов недвижимости, необходимых для изъятия в целях строительства данного объекта.
Результатом реализации мероприятий подпрограммы "Развития улично-дорожной сети" будет являться повышение пропускной способности улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск", обеспечение транспортной доступности строящихся микрорайонов многоэтажной жилой застройки, создание безопасных условий для всех участников дорожного движения, обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, повышение гарантий их законных прав на безопасные условия движения на дорогах муниципального образования "Город Томск". Сокращение количества дорожно-транспортных происшествий позволит снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы.
Среди основных направлений Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года (далее - Стратегия) определена протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, км. Одним из целевых векторов данного направления Стратегии является качественная инфраструктура жизнеобеспечения.