(В редакции, введенной в действие с 07.10.2022 года постановлением администрации Города Томска от 30 сентября 2022 года № 891, -
см. предыдущую редакцию)
"Территориальное развитие и совершенствование архитектурного облика Города Томска"
Краткий анализ текущего положения.
Территориальное развитие Города Томска и совершенствование архитектурного облика и городского ландшафта являются стратегической задачей развития Города Томска на период до 2030 года. Для устойчивого развития города Томска, повышения качества городской среды требуется комплекс работ, направленных на рациональное территориальное планирование, землеустройство и землепользование. Для достижения поставленной цели прежде всего необходимо обеспечить наличие качественной документации территориального планирования на территорию муниципального образования.
Полноценное пространственное развитие города сегодня возможно только в рамках правового градорегулирования при наличии необходимых документов территориального планирования (Генерального ), градостроительного зонирования ( землепользования и застройки - далее - ПЗЗ), документации по планировке территории (проектов планировки, межевания и ГПЗУ), актуальной картографической информации (дежурного топографического плана). Все вышеназванные документы требуют постоянного мониторинга и внесения изменений в них и периодически создания новых, актуализированных версий. Качество данной документации напрямую зависит от степени пространственной изученности территории, актуальности и доступности информации об объектах местности и состоянии окружающей среды.
По итогам реализации мероприятий предполагается образовать для последующего вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков общей площадью порядка 2 тыс. га.
Для обеспечения решения поставленной стратегической задачи необходимы мероприятия по созданию пространственных данных и их мониторинг, а также мероприятия по созданию инструментов, способных обеспечить их обработку, систематизацию, хранение и удобный доступ.
Кроме этого, для формирования благоприятного внешнего облика Города Томска необходима разработка Дизайн-кода городской среды - это свод правил и рекомендаций по проектированию стилистически единой, комфортной и безопасной городской среды (вывески реклама, элементы благоустройства, навигации и информации).
Основная задача Дизайн-кода -создание такой среды, которая органично связывала бы между собой городские кварталы, подчеркнув их конфигурацию, пространственные связи и логику наполнения. Создание комфортной городской среды должно проводиться по определенным правилам, регламентирующим этот процесс. Их разработка и применение является необходимым условием для развития архитектурно-художественного облика города. Именно таким инструментом является дизайн-код городской среды, который определяет правила проектирования комплексного благоустройства и размещения элементов благоустройства городской среды с учетом соотношения их взаимного расположения, систематизирует подход к формированию стилистически единой и взаимосвязанной среды, формирует единые требования к качественным характеристикам элементов благоустройства.
Основные проблемы
Сегодня социально-экономическая ситуация требует нового подхода при разработке градостроительной документации - необходимо обеспечивать разработку такой документации, в реализации которой будут одновременно заинтересованы общество в целом и представители бизнеса. Это означает, что решения градостроительной документации должны быть экономически эффективны как с коммерческой, так и с бюджетной точки зрения. Необходима оценка будущего экономического эффекта от принимаемых градостроительных решений.
Наряду с этим разработка и актуализация градостроительной документации направлены на обеспечение полноты и своевременности поступлений доходов в бюджет муниципального образования "Город Томск". Использование земли в Российской Федерации является платным. Основными формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Роль земельных платежей (налоговых и неналоговых) при формировании доходов бюджета муниципального образования "Город Томск" достаточно велика. Земельный налог в общем объеме налоговых и неналоговых доходов составляет 14%, арендная плата - 15%. Вместе с тем действующее законодательство усложнило процедуру образования земельных участков, что повлечет за собой снижение количества предоставленных земельных участков и, соответственно, снижение поступлений в бюджет платы за использование земли.
В области пространственной изученности территории муниципального образования "Город Томск" имеются и иные проблемы:
- геодезическая сеть города Томска утратила более половины своих пунктов и не способна обеспечить необходимую точность геодезических измерений при выполнении всех видов изысканий;
- неактуальный картографический фонд на территорию города с информацией о ситуации на местности 1980-х годов, отсутствие картографической информации в электронном виде, отсутствие условий для выполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты государственной тайны при обработке топографической информации на персональных компьютерах;
- отсутствие единого ведомственного архива градостроительной документации;
- хранение основной массы градостроительной документации только на бумажных носителях;
- отсутствие интеграции между внедренными и используемыми информационными системами.
Прогноз развития в результате реализации
муниципальной программы
В результате выполнения муниципальной программы "Территориальное развитие и совершенствование архитектурного облика Города Томска" предполагается принять новый Генеральный план Города Томска, на основе которого будет выработана стратегия градостроительной деятельности и определены базовые параметры развития города.
Также в результате реализации мероприятий муниципальной программы предполагается увеличить объем утвержденной планировочной документации на застроенную территорию в общем объеме застроенной территории. На основе проектов планировки и проектов межевания застроенной территории будут осуществляться работы по формированию земельных участков для целей эксплуатации: под многоквартирными жилыми домами, под объектами муниципальной собственности, для строительства с целью последующей реализации их с торгов, для предоставления льготным категориям граждан, для размещения линейных объектов.
Изменения действующего законодательства в рамках реализации мероприятий "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 1336-р, направлены на усиление роли документации по планировке территории при принятии решений в сфере землепользования и застройки. Наличие такой документации является необходимым условием для образования земельных участков в большинстве случаев, в том числе при образовании земельных участков для строительства линейных объектов федерального, регионального, местного значения, земельных участков, расположенных в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Таким образом, в настоящее время увеличение доли земельных участков, вовлеченных в хозяйственный оборот, невозможно без активной градостроительной деятельности.
Увеличение количества сформированных земельных участков позволит увеличить количество предоставляемых земельных участков, что в свою очередь обеспечит пополнение доходной части бюджета в части налоговых и неналоговых поступлений. Кроме того, будут сформированы территории под общественные пространства, являющиеся необходимыми элементами современной урбанизированной среды.
Основное социальное значение мероприятий программы в области геодезического обеспечения заключается в снижении юридических и инвестиционных рисков в области землепользования и градостроительного проектирования.
Снижение подобных рисков возможно при работе землеустроительных компаний от единого базиса сети станций ГЛОНАСС/GPS: исчезают возможности неоднозначности в определении границ земельных участков, как следствие минимизируются риски земельных споров собственников, арендаторов, инвесторов. Расположение базовых станций предусмотрено таким образом, чтобы покрыть зоной их действия не только территорию муниципального образования "Город Томск", но и большую часть Томского района, что позволит в будущем проводить единую градостроительную, землеустроительную и инвестиционную деятельность.