Недействующий

Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования" на 2015-2025 годы" (с изменениями на 7 июля 2023 года)

II. Анализ текущей ситуации


           Система обеспечения функционирования и развития сферы образования в муниципальном образовании "Город Томск" представлена следующими основными направлениями и учреждениями, которые реализуют соответствующие направления:

1. Проведение общегородских (отраслевых) программ и мероприятий для детей, молодежи и работников системы образования образовательными учреждениями;

2. Обеспечение деятельности муниципального автономного учреждения информационно-методического центра г. Томска (далее - МАУ ИМЦ);

3. Обеспечение деятельности муниципального бюджетного учреждения психолого-медико-педагогической комиссии г. Томска (далее - МБУ ПМПК);

4. Обеспечение деятельности муниципальных учреждений централизованных бухгалтерий по обслуживанию дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и департамента образования администрации Города Томска.

В муниципальной системе образования муниципального образования "Город Томск" сформированы и развиваются эффективные воспитательные системы, направленные на формирование конкурентоспособной, социально активной, творческой личности, готовой к проявлению своей гражданской позиции. Основным механизмом развития и поддержки инновационных воспитательных систем являются интеллектуальные и творческие конкурсы, городские массовые мероприятия, направленные на активизацию воспитанников и обучающихся, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья, повышение эффективности их деятельности, поиск новых форм воспитательной работы.

Ежегодно департаментом образования администрации Города Томска и учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя выполняет департамент образования администрации Города Томска, реализуются городские программы воспитания и дополнительного образования физкультурно-спортивной, патриотической, художественно-эстетической и других направленностей с вовлечением детей дошкольного возраста, обучающихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

Широкий спектр городских программ позволяет образовательным учреждениям органично войти в воспитательную систему муниципального образования "Город Томск", определить "свое место" в ней исходя из приоритетных направлений своей воспитательной системы. Логичным продолжением ряда тематических программ (Юные инспекторы движения, "Улей", "Скаут-патриот", "Память" и др.) является проведение профильных смен на базе загородных детских образовательно - оздоровительных лагерей и лагерей с дневным пребыванием. Таким образом, программно-целевой подход позволяет сформировать открытое образовательное пространство для обучающихся и воспитанников, выходящее за пределы одного образовательного учреждения. Расширяется спектр социального партнерства не только с образовательными учреждениями, но и с другими социальными партнерами: учреждениями профессионального образования, предприятиями и организациями муниципального образования "Город Томск".

В целях выявления лучших профессиональных кадров среди работников образования муниципального образования "Город Томск", распространения передового педагогического опыта проводятся муниципальные конкурсы профессионального мастерства работников образовательных учреждений ("Воспитатель года", "Учитель года", "Сердце отдаю детям" и т.д.), мероприятия, повышающие уровень профессиональной компетентности педагогов.

В целом мероприятия в области развития образования, организуемые департаментом образования администрации Города Томска, составляют систему мероприятий для всех участников образовательного процесса: дошкольников, обучающихся, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья, и педагогов. Однако на сегодняшний день отсутствие гарантированного финансирования общегородских (отраслевых) программ и мероприятий и участия в федеральных мероприятиях разрушает мотивацию обучающихся и педагогов к совершенствованию в образовательной деятельности.

Реализация настоящей подпрограммы (далее - Подпрограмма) с заложенным в ней механизмом финансирования обеспечит выход на качественно новый уровень организации и проведения общегородских (отраслевых) мероприятий, привлечет к участию в данных мероприятиях максимально возможное количество образовательных учреждений, воспитанников, обучающихся, педагогов.

Приоритетным содержательным направлением в рамках информационно-методического сопровождения общего и дополнительного образования, реализуемого МАУ ИМЦ, является сопровождение руководящих и педагогических работников по следующим вопросам:

- реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

- реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (НОО);

- введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ООО).

Основные проблемы по оказанию информационно-методической помощи и поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений связаны с:

- разработкой основной образовательной программы муниципальных образовательных учреждений и рабочих программ по предметам;

- новой системой оценивания и новыми образовательными результатами;

- современным уроком и организацией внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС;

- использованием деятельностного подхода в образовательном процессе.

Для решения вышеперечисленных проблем в рамках Подпрограммы осуществляется информационно-методическое сопровождение образовательных учреждений муниципального образования "Город Томск" в осуществлении государственной политики в области образования, в соответствии с: заявками образовательных учреждений на проведение мероприятий, выявленными профессиональными затруднениями руководящих и педагогических работников образовательных учреждений и в соответствии с заказом департамента образования администрации Города Томска.

Для эффективного решения данных проблем осуществляется обновление методической работы на муниципальном уровне в рамках приоритетных направлений развития образования.

Реализация Подпрограммы с заложенным в ней механизмом финансирования обеспечит эффективное решение проблем информационно-методического сопровождения муниципальных образовательных учреждений в рамках реализации приоритетных направлений развития образования.

Муниципальная система обеспечения прав детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов муниципального образования "Город Томск" включает в себя:

- систему специального образования (детские сады компенсирующего вида, специальные (коррекционные) учреждения);

- систему интегрированного образования (группы компенсирующего вида, специальные (коррекционные) классы);

- систему инклюзивного образования (детские сады общеразвивающего вида, общеобразовательные школы).

Кроме того, система представлена различными формами обучения: классно-урочной, групповой, индивидуальным обучением на дому, индивидуальным графиком посещения дошкольных образовательных учреждений, технологией дистанционного обучения, службами ранней диагностики и коррекции.