По данным статистики, по состоянию на 1 января 2014 года на территории муниципального образования "Город Томск" проживало 574100 человек, из них около 25% - это молодые люди в возрасте от 24 до 35 лет, т.е. наиболее экономически и социально активная часть населения. Для данной возрастной категории приоритетным является решение вопросов, связанных с поиском работы с достойной оплатой и решением жилищных проблем. Существующая в настоящее время тенденция заинтересованности молодых семей в получении каких-либо форм государственной поддержки в улучшении жилищных условий приводит к увеличению численности молодых семей, изъявляющих желание принять участие в действующих жилищных программах.
Официально на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях участия в действующих на территории муниципального образования "Город Томск" жилищных программах по состоянию на 01.04.2014 состояло 2196 молодых семей. В 2012 году эта цифра составляла 1812 семей, в 2013 - 2132. Ежемесячно порядка 50 молодых семей признаются нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в жилищных программах, действующих на территории муниципального образования "Город Томск". Получить социальную выплату на цели улучшения жилищных условий в 2011 году изъявили желание 582 молодые семьи, в 2012 году - 866 молодых семей, в 2013 - 1129 молодых семей, в 2014 году эта цифра составит порядка 1400 семей.
Высокий уровень заинтересованности молодых семей в получении государственной поддержки в решении жилищного вопроса обусловлен в первую очередь низкой степенью доступности жилья для молодых семей и схем ипотечного жилищного кредитования. Как правило, основная часть молодых семей приобретает свое первое жилье с привлечением кредитных средств. Действующие в банках программы ипотечного кредитования предусматривают в обязательном порядке наличие средств для оплаты первоначального взноса в размере не менее 10 - 15% от стоимости жилого помещения. Уровень доходов молодых семей зачастую позволяет осуществлять ежемесячные платежи по ипотечному кредиту, но не позволяет осуществлять в краткосрочной перспективе накопление и капитализацию средств в размере, необходимом для оплаты первоначального взноса. Возникает ситуация, когда молодые семьи имеют возможность оплачивать ипотечный кредит, но не могут его оформить, т.к. кредитные организации предоставляют ипотечные кредиты только при наличии денежных средств на оплату первоначального взноса.
Наличие Подпрограммы, позволяющей получить молодым семьям поддержку со стороны государства в решении одного из основных вопросов - приобретения жилья, станет основой стабильных условий жизни для наиболее активной части населения, обеспечит привлечение молодыми семьями собственных и кредитных средств на цели в приобретения жилых помещений (улучшения собственных жилищных условий), а также повлияет на демографическую ситуацию, повысит уровень качества жизни. Ситуация обостряется тем, что в настоящий момент на территории города имеется только одна программа "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а с 09.09.2015 на 2015 - 2020 годы (далее - федеральная Подпрограмма), по которой в настоящее время ведется прием документов от молодых семей, желающих получить помощь от государства в вопросе улучшения жилищных условий. В рамках муниципальной программы "Предоставление мер социальной поддержки для улучшения жилищных условий работников муниципальных учреждений социальной сферы" на 2010 - 2023 годы" с февраля 2014 года ведутся только выплаты сумм, подлежащих субсидированию участникам программы. Прием заявлений на включение в число участников программы не ведется.
За период 2011 - 2013 годов на реализацию на территории муниципального образования "Город Томск" федеральной Подпрограммы, предполагающей софинансирование за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, были выделены денежные средства в следующих объемах:
за счет средств федерального бюджета - 72876240 рублей, в т.ч. в 2011 г. - 48639656,52 руб. в 2012 - 18151232,4 руб., в 2013 - 6085358,8 руб.;
за счет областного бюджета - 103568846,14 руб.: 2011 г. - 38038705,74 руб., 2012 г. - 41561320,8 руб., в т.ч. из них 10000000 руб. - субсидия бюджету муниципального образования "Город Томск" в 2012 году для использования данных средств как средств местного бюджета при софинансировании мероприятий программы, 2013 г. - 23968819,6 рубля;
за счет местного бюджета - 83960000 рублей.
Таким образом, принятие в 2011 году и последующая реализация муниципальной программы, предусматривающей софинансирование из областного и федерального бюджетов, позволили привлечь на каждый бюджетный рубль 2 рубля 10 копеек из федерального и областного бюджетов и порядка 1200 млн рублей средств кредитных организаций.
В то же время сравнительный анализ, проведенный на основе объемов средств, поступивших из федерального бюджета на цели софинансирования мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в 7 субъектов СФО за период 2012 - 2014 годов, показал, что Томская область и город Томск находятся среди "отстающих" по объемам средств, привлеченных из федерального и, соответственно, областного бюджета на цели оказания помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий:
N | Наименование субъекта Российской Федерации | Распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (тыс. руб.) | ||
2012 год | 2013 год | 2014 год | ||
1 | Алтайский край | 141458,44 | 135129,02 | 562599,73 |
2 | Иркутская область | 68374,63 | 71681,77 | 87479,98 |
3 | Красноярский край | 75698,25 | 47621,2 | 71528,1 |
4 | Новосибирская область | 26044,16 | 33662,22 | 44540,59 |
5 | Бурятия | 28627,6 | 20510 | 40944,37 |
6 | Кемеровская область | 18113,99 | 18498,8 | 24164,64 |
7 | Томская область | 39763,39 | 25963,44 | 21459,97 |
Невысокий "рейтинг" обусловлен в основном объемами средств, направляемых из областного и местного бюджетов на цели софинансирования программы.
В целях создания условий для оказания эффективной помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий, повышения уровня привлекательности и комфортности городской среды для проживания и оказания действенной помощи молодым семьям была разработана настоящая Подпрограмма.
Необходимость создания устойчиво функционирующей системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:
- является одной из приоритетных, ее решение позволит создать условия для принятия молодыми семьями активной жизненной позиции и избежать исключительно потребительского подхода к государству в решении жилищного вопроса;
- не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;
- носит комплексный характер, и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.
Реализация мероприятий муниципальной подпрограммы позволит:
- привлечь денежные средства федерального и областного бюджетов, заемные средства кредитных организаций и собственные средства молодых семей на софинансирование мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей;
- создать условия для повышения уровня обеспеченности жилыми помещениями молодых семей;
- повысить привлекательность города для молодых семей и специалистов;
- укрепить семейные отношения и снизить социальную напряженность в обществе;
- решить проблему омоложения кадров в учреждения социальной сферы города Томска;
- улучшить демографическую ситуацию в Городе Томске.
Риски, связанные с реализацией муниципальной подпрограммы в части предоставления социальных выплат молодым семьям на цели приобретения (строительство) жилого помещения, представляются минимальными, поскольку условия Подпрограммы предусматривают наличие софинансирования мероприятий муниципальной Подпрограммы за счет федерального и областного бюджетов или, при недостаточности средств федерального бюджета, за счет областного бюджета. Таким образом, при отсутствии средств для софинансирования мероприятий муниципальной подпрограммы из федерального и областного бюджетов повлечет за собой приостановку реализации муниципальной подпрограммы в определенном периоде времени.
Риски, связанные с реализацией мероприятий, направленных на предоставление социальных выплат молодым семьям и специалистам, признанным ранее участниками муниципальной программы "Предоставление мер социальной поддержки для улучшения жилищных условий работников муниципальных учреждений социальной сферы" на 2010 - 2023 годы, приближены к нулю, поскольку указанные мероприятия подразумевают предоставление социальной выплаты по факту выполнения участниками указанной программы обязательств по кредитному договору и выплаты не предоставляются в случае неисполнения участниками предусмотренных обязательств.