Недействующий

Об утверждении муниципальной программы "Безопасный Город" на 2015-2020 годы" (с изменениями на 30 декабря 2016 года)

II. Анализ текущей ситуации


В настоящее время на территории Томской области функционирует региональная автоматизированная система централизованного оповещения гражданской обороны (РАСЦО ГО) с использованием электросирен, узлов проводного вещания, каналов звукового сопровождения вещательных передатчиков и аналоговых проводных линий связи.

Оповещение и информирование населения об угрозе и возникновении ЧС осуществляется путем подачи сигнала «Внимание всем» (включение электросирен) с последующей передачей речевой информации  по сетям проводного вещания и эфирного телерадиовещания путем переключения программ вещания.

Существующее оборудование РАСЦО ГО морально и физически устарело (выработан эксплуатационный ресурс и нет запасных и ремонтных частей для поддержания в работоспособном состоянии существующей РАСЦО ГО), а также не поддерживает цифровой формат передачи сигналов оповещения.

За прошедшие 26 лет с момента ввода РАСЦО в эксплуатацию границы города существенно расширились, появились новые микрорайоны с высотными зданиями, которые расположены за пределами зон оповещения РАСЦО, процент оповещения населения города Томска составляет порядка 60%.

Оператор связи ОАО «Ростелеком» в настоящее время производит вывод из эксплуатации аналоговых систем передачи, что ведёт к затруднению работы действующей РАСЦО, работающей по аналоговым каналам связи

Ситуация, сложившаяся на территории муниципального образования «Город Томск», связанная с минимальным охватом оповещения и информирования населения о возникновении ЧС природного и техногенного характера, может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей

Система КСЭОН МО «Город Томск» формируется согласно распоряжению Администрации Томской области № 262-ра от 01.04.2013 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе или о возникновении чрезвычайных ситуаций», включает в себя пять зон, учитывающих риски, существующие на территории города Томска:

- зона затопления при прорыве дамбы (г. Томск);

- зона подтопления при половодье (г. Томск, д. Эушта - Нижний Склад);

- зона радиационного заражения при аварии на радиационно опасном объекте (п. Спутник, ядерный реактор ФТИ при ТПУ);

- зона при аварии на взрывопожароопасном объекте (ж/д станция «Томск - Грузовой», ОАО «РЖД»).

- зона при аварии на химически опасном объекте (г. Томск, ОАО «Томское пиво»).

Главные задачи, которые стоят перед системой КСЭОН, это максимальное сокращение сроков оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; повышение оперативности информирования населения о правилах безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности; повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

Особое место среди угроз на территории муниципального образования «Город Томск» занимают затопления при прорыве дамбы и подтопления при половодье. В соответствии с Концепцией совершенствования и развития системы государственного управления использованием и охраной водных ресурсов и водохозяйственным комплексом Российской Федерации, утвержденной Министерством природных Ресурсов Российской Федерации, проблема наводнений и повышение опасности разрушения гидротехнических сооружений признана основной социально-экономической и экологической проблемой в области водопользования. Существующая опасность возникновения наводнений на территории г. Томска и характер протекания гидрологических явлений (возможная скорость подъема воды до 6 м/час) предъявляют к системе КСЭОН требования по обеспечению незамедлительной передачи сигнала об опасности для оповещения населения

По данным из докладов начальников ГУ МЧС России в настоящее время в Сибирском федеральном округе система КСЭОН функционирует на следующих территориях:

- Республики Бурятия;

- Кемеровской области;

- Омской области;

- Красноярского края.

Реализация настоящей подпрограммы позволит в полном объеме, включая подсистемы мониторинга подтопления территорий г. Томска, и максимально эффективно реализовать весь комплекс необходимых мер согласно Указу Президента Российской Федерации от 13.11 2012 г. №1522 и позволит обеспечить оповещение населения на территории муниципального образования «Город Томск» в случае ЧС или угрозы его возникновения.

Реализация настоящей подпрограммы должна обеспечить следующие конечные результаты:


- автоматизированное круглосуточное наблюдение за уровнем воды в реке Томь с целью предотвращения наступления негативного события (подтопления);

- автоматизированное круглосуточное наблюдение за уровнем радиации на потенциально опасном объекте «НИ Томский политехнический университет» - ядерный реактор с целью предотвращения наступления негативного события (радиационного заражения);

- автоматизированное круглосуточное наблюдение за уровнем концентрации вредных токсичных веществ на потенциально опасном объекте ОАО «Томское пиво» с целью предотвращения наступления негативного события (химического заражения);

- отображение информации о срабатывании проектируемых уровнемеров воды и существующих датчиков аварийных выбросов на потенциально опасных объектах на мониторах АРМ оповещения;

- оповещение руководящего состава и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием, специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

- оповещение всего населения и каждого человека, проживающего на территории г. Томска, и в первую очередь находящегося в зонах экстренного оповещения.