Основные стратегические показатели в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в срезе центральных городов Сибирского федерального округа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование муниципального образования | Отдельные показатели в сфере обеспечения безопасности, ед. | ||||||||
Количество зарегистрированных преступлений совершенных несовершеннолетними | Количество зарегистрированных преступлений совершенных в отношении несовершеннолетних | Привлечено несовершеннолетних к уголовной ответственности | |||||||
2013 | 2014 | 2013 | 2014 | 2013 | 2014 | ||||
г. Томск | 200 | 264 | 170 | 148 | 190 | 239 | |||
г. Барнаул | 279 | 316 | 242 | 281 | 251 | 141 | |||
г. Кемерово | 320 | 349 | 432 | 400 | 300 | 313 | |||
г. Красноярск | 441 | 494 | 669 | 622 | 419 | 412 | |||
г. Новосибирск | 823 | 703 | 1035 | 851 | 689 | 623 |
Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также сохранения материальных ценностей муниципального образовательного учреждения от возможных чрезвычайных ситуаций. Безопасность муниципального образовательного учреждения включает все виды безопасности.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная и антитеррористическая безопасность, которые взаимозависимы, и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи. Наиболее проблемными остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, для осуществления которых необходимо вложение значительных финансовых средств. Отсутствие средств на поддержание на должном уровне систем безопасности образовательных учреждений приводит к ежегодному ухудшению технического состояния зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения, что в дальнейшем может негативно отразиться на учебно-воспитательном процессе, привести к несчастным случаям, нанести ущерб здоровью учащихся и воспитанников, преподавательского и административно-хозяйственного персонала.
Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
В настоящее время в муниципальном образовании «Город Томск» функционируют 155 образовательных учреждений департамента образования всех видов, подлежащих оборудованию системами безопасности обучающихся (воспитанников) и персонала, в том числе: 67 общеобразовательных учреждений, включая 2 учреждения (МКОУ В(С)ОШ №№ 4 и 8), которые располагаются в подразделениях управления ФСИН (ЯУ-111/4 и ЯУ-114/3) - 76 объектов; 71 дошкольное образовательное учреждение - 109 объектов; 17 учреждений дополнительного образования детей - 34 объекта, 15 учреждений культуры всех видов с постоянным пребыванием детей, подлежащих оборудованию системами безопасности обучающихся (воспитанников) и персонала - 40 объектов.
В рамках реализации городских целевых программ на территории муниципального образования «Город Томск» за период с 2007 года по 2014 год была проведена значительная работа по обеспечению комплексной безопасности в муниципальных образовательных учреждениях, были обеспечены безопасные условия образовательного процесса. Так, системами автоматической пожарной сигнализации, системами оповещения управления эвакуацией оборудовано 100 % зданий департамента образования, управления культуры, учреждений управления физической культуры и спорта. Кнопками тревожной сигнализации (КТС) обеспечены все муниципальные образовательные учреждения. Финансирование технического обслуживания и содержания КТС осуществляется из бюджетных средств. Кнопками тревожной сигнализации (КТС) обеспечены все учреждения управления культуры, 14 учреждений управления физической культуры и спорта. Всего оборудовано системами видеонаблюдения - 75 образовательных учреждений, 2 учреждения культуры и 3 учреждения управления физической культуры и спорта. Требуется ограждение 67 объектов общеобразовательных учреждений департамента образования, 28 объектов управления физической культуры и спорта.
Однако, ежегодно во время приемки муниципальных образовательных учреждений к началу нового учебного года в отдельных случаях выявляются недостатки в обеспечении их безопасности. В связи с этим вопрос повышения уровня обеспечения комплексной безопасности в муниципальных учреждениях системы образования, культуры, физической культуры и спорта продолжает оставаться актуальным.
Значимость проблемы обеспечения комплексной безопасности образовательного процесса определяется основными составляющими обеспечения общественной безопасности в целом:
- освещение территорий учреждений общего и дополнительного образования;
- ограждение территорий учреждений общего и дополнительного образования;
- установка систем видеонаблюдения;
- установка тревожных кнопок.
В случае, когда меры по сохранению и повышению уровня безопасности муниципальных образовательных учреждений приниматься не будут, может возникнуть прямая угроза жизни и здоровью обучающихся, воспитанников и работников муниципальных образовательных учреждений всех типов и видов, а также нанесен вред муниципальному имуществу.
Реализация намеченных мероприятий подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном Городе» на 2015-2020 годы существенно повысит уровень безопасности муниципальных образовательных учреждений, снизит риск возникновения аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей. Будут созданы условия, гарантирующие максимально возможную безопасность ребенка и работающего персонала в муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования «Город Томск».
Оценка возникающих рисков в процессе реализации подпрограммы
На динамику показателей подпрограммы могут повлиять следующие риски:
- правовой нигилизм населения, осознание юридической безответственности за совершенные правонарушения;
- изменение в негативном направлении экономической ситуации в городе Томске, которое может привести к росту безработицы и снижению доходов населения.