Недействующий

Об утверждении муниципальной программы "Развитие городского сообщества" на 2015-2025 годы (с изменениями на 31 января 2024 года)


II. Анализ текущей ситуации

 

Согласно Стратегии социально - экономического развития муниципального образования «Город Томск» до 2030 года, утвержденной решением  Думы Города Томска от 27.06.2006 № 224 (далее - Стратегия социально - экономического развития муниципального образования «Город Томск» до 2030 года) одним из направлений развития является: «Широкие возможности для самореализации горожан», где уделяется большое внимание развитию общественного самоуправления, эффективной межкультурной коммуникации и толерантности, а также в качестве одного из приоритетов обозначено повышение уровня информированности населения обо всех сферах жизни муниципального образования «Город Томск» и эффективное взаимодействие различных слоев городского сообщества с использованием электронных технологий. Сформированные ранее стратегические направления «Развитие городского сообщества» и «Внешнее позиционирование города» аккумулированы в этом направлении в ранге соответствующих задач. Цели и задачи муниципальной программы по развитию данного направления сформулированы в соответствии со стратегической  целью «Гражданственность и городской патриотизм» и стратегическими задачами:

-Развитие городского общественного самоуправления;

- Эффективная межкультурная коммуникация и толерантность;

- Открытое информационное пространство.

Местное самоуправление по своей природе является особым видом публичной власти. Оно одновременно признается элементом гражданского общества и частью единой системы государственного управления. Местное самоуправление является властью, наиболее приближенной к населению. Этот уровень публичной власти предназначен для прямого взаимодействия с местными сообществами во многих сферах жизнеобеспечения. Одна из ключевых задач современного российского местного самоуправления - развитие у граждан навыков самостоятельного, под свою ответственность решения местных дел - дел, которые, в конечном счете, создают основу модернизации страны.

Органы местного самоуправления муниципального образования «Город Томск» прилагают усилия по равномерному укреплению всей системы местного самоуправления на соответствующей территории с учетом всех составных частей местного самоуправления в целом (муниципальное управление, муниципальная экономика и собственность, муниципальная инфраструктура, муниципальные кадры, местное население и местные сообщества, территория и т.д.). Поэтому все институты местного самоуправления в муниципальном образовании «Город Томск» должны получить всемерную и всестороннюю поддержку. Муниципальное образование «Город Томск» может стать городом, где в рамках сотрудничества с высшими учебными заведениями, экспертными, просветительскими организациями, местное самоуправление, как общественное явление анализируется и исследуется со всех сторон, где апробируются все прогрессивные социальные технологии в сфере самоорганизации и самоуправления населения.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязывает органы местного самоуправления оказывать содействие населению по участию в решении вопросов местного значения, в том числе за счет обучения и других мер. Именно на органы местного самоуправления возлагается ответственность за реализацию на территории муниципального образования основополагающих идей местного самоуправления. Основа местного самоуправления - местные сообщества. Под местным сообществом понимается совокупность граждан, живущих на определенной территории и ощущающих свою ответственность за состояние данной территории, готовых предпринимать какие-либо действия для ее развития. Роль органов местного самоуправления муниципального образования «Город Томск» в воспитании сопричастности человека к развитию своего города высока.

Тем не менее, местное население вынужденно берет на себя выполнение различных функций по обеспечению комфортных условий своего проживания, одновременно отказываясь от иждивенческих установок. Как следствие, возникает активная гражданская позиция. В этом смысле формирование и деятельность некоммерческих объединений граждан по месту жительства - объективный процесс, который нуждается в благоприятных условиях развития. Жилищный кодекс Российской Федерации коренным образом изменил схему управления жилищным фондом, предоставляя ключевое место в этой схеме собственникам жилья - населению. Наличие положительных результатов реализации такого управления во многом определяется уровнем подготовленности населения к созданию товариществ собственников жилья и иных некоммерческих объединений по месту жительства, организации общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа управления и решению других насущных вопросов, осуществлению общественного контроля за использованием собственных и бюджетных средств, направляемых управляющими (обслуживающими) организациями на оказание жилищных услуг и т.д. Укрепление системы товариществ собственников жилья и других жилищных объединений граждан в муниципальном образовании «Город Томск» связано с наличием целенаправленной и системной работы органов местного самоуправления по поддержке таких объединений.

Территориальное общественное самоуправление - одна из самых распространенных форм участия населения в местном самоуправлении. Большинство существующих в муниципальном образовании «Город Томск» органов территориального общественного самоуправления активно участвуют в управлении городским хозяйством и достигают положительных результатов. Между тем, проблемные места в этой сфере присутствуют, в частности, необходимость реализации обновленной нормативно-правовой базы, обеспечения широкого участия органов территориального общественного самоуправления в процессе реализации функции органов местного самоуправления, существует потребность появления и выдвижения способных, инициативных и конструктивных лидеров - руководителей территориальных общественных самоуправлений и т.д. Дальнейшее развитие территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании «Город Томск» связано с критическим анализом и пересмотром всей практики взаимодействия городской власти с некоммерческими объединениями граждан по месту жительства, систематизацией и структурированием  данного института местного самоуправления в муниципальном образовании «Город Томск».  

В целях информирования населения о местном самоуправлении, повышения популярности идей местного самоуправления среди населения много лет подряд проводятся различные конференции, семинары и круглые столы по вопросам местного самоуправления, регулярно издается и распространяется томская городская газета «Общественное самоуправление» и другие информационные материалы по местному самоуправлению. Важно своевременно обеспечивать информирование населения о состоянии комплекса жизнеобеспечения города, социальном положении различных категорий граждан, перспективах развития муниципального образования «Город Томск», о мерах, предпринимаемых администрацией по решению возникающих проблем, при этом важно, что информирование должно быть наиболее полным, достоверным, доходчивым, способствующим развитию стремления у томичей лично участвовать в реализации городских задач и программ.

Для обеспечения эффективного взаимодействия населения и органов местного самоуправления сформированы и действуют Томская городская Палата общественности, Координационный совет женщин при Мэре Города Томска, Совет старейшин Города Томска, Городской совет по территориальному общественному самоуправлению при Мэре Города Томска и др. Все эти структуры, механизмы и мероприятия требует дальнейшей поддержки, совершенствования и развития.

Некоммерческие организации играют весьма значимую роль в социально-экономическом развитии муниципального образования «Город Томск», способствуя повышению качества жизни населения на местном уровне во всех его составляющих: нравственном, культурном, социальном, а также экологическом. Национально-культурные организации способствуют установлению межнационального согласия на территории муниципального образования «Город Томск», религиозные организации нацелены на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания,  экологические организации ведут работы по охране окружающей среды и т.д. Именно поэтому особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для конструктивного сотрудничества всех некоммерческих организаций между собой, а также со всеми видами и ветвями публичной власти.

Общественный сектор муниципального образования «Город Томск» по природе своей многообразен и, главное, активен. Муниципальное образование «Город Томск» имеет специфику молодого и активного города, который «переполнен» образовательным, информационным и творческим ресурсом. Люди здесь объединяются и умеют объединяться для решения самых разных проблем и задач.

Самодеятельность и инициативы населения, направленные на решение жизненно важных для развития города задач, нуждаются в организационной и финансовой поддержке со стороны властей. На сегодняшнем этапе целесообразно поддерживать идеи, которые, с одной стороны, обеспечивают насущные потребности населения, а с другой стороны, могут быть увязаны со среднесрочными программами и планами деятельности органов местного самоуправления. Также важно выявлять и поддерживать инициативы, нацеленные на реализацию стратегических направлений развития муниципального образования «Город Томск». Средства бюджета муниципального образования «Город Томск», выделяемые на реализацию данной программы, должны использоваться как стимулирующий фактор. С помощью бюджетной поддержки предполагается привлечение и эффективное использование ресурсов территории и потенциала общественности в решении проблем муниципального образования «Город Томск».  

В разработанной настоящей муниципальной программе предусмотрены  реализованные мероприятия  муниципальной программы «Развитие городского сообщества» на 2012-2014 года, которые носят системный характер и требуют дальнейшего развития, а также мероприятия по формированию информационной открытости городской власти, выстраивания диалога для обсуждения ключевых проблем и принятия решений.

Динамика стратегических показателей в сфере развития городского сообщества представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Показатель


2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

Доля населения, принимающего участие в различных формах и структурах общественного  самоуправления (%)

42



43



45



46



46



50



53



55



55



55



55



55



55


Согласно Стратегии социально - экономического развития муниципального образования «Город Томск» до 2030 года к 2030 году доля населения принимающего участие в различных  формах и структурах общественного самоуправления составит 55%.  Количество мероприятий и проектов, реализованных с участием некоммерческого сектора будет увеличиваться, в том числе и с участием национально - культурных общественных объединений.

На начало 2012 года в муниципальном образовании «Город Томск» осуществляли деятельность 12 ТОС, динамика создания территориального общественного самоуправления на момент разработки муниципальной программы приведена в таблице 2:  

         Таблица2

Год

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

Количество ТОС

12

17

27

30

31

33

35

36

44

58

65

67

70

72

74


В современных условиях средства массовой информации являются мощным ресурсом обеспечения информирования населения по вопросам деятельности органов местного самоуправления в целях повышения эффективности участия граждан в процессе принятия решений, что определяет необходимость выработки целенаправленной информационной политики органами местного самоуправления, направленной на более широкое освещение своей деятельности. Данная необходимость вытекает также из высокого уровня политической грамотности населения, и, как следствие, возрастающих потребностей жителей муниципального образования «Город Томск» в информации о деятельности администрации Города Томска. То есть, осуществляя информационную стратегию, органы местного самоуправления выполняют исключительно важную социальную функцию - оперативно информировать населения о своей деятельности для удовлетворения его информационных потребностей, обеспечения конструктивного взаимодействия населения с органами местного самоуправления.

Настоящая муниципальная программа позволит наиболее рационально и эффективно использовать информационные каналы, осуществлять комплексный и всесторонний подход к решению задач, стоящих перед местными органами власти в области создания открытого информационного пространства.