Одним из приоритетных направлений развития социальной сферы, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р), является внедрение в практическое здравоохранение механизмов государственно-частного партнерства. Неотъемлемым условием нормального функционирования и поступательного экономического развития является конструктивное взаимодействие государственной власти и бизнеса. В настоящее время очевидно, что модернизация государственного сектора системы здравоохранения региона в части его финансирования и управления может быть осуществлена только с учетом интеграции интересов государства, бизнеса и пациентов.
Концессии являются основной и одной из наиболее гибких форм государственно-частного партнерства, что обусловило их распространение в мировой практике. Отношения, возникающие в связи с использованием концессионных схем, урегулированы в основном системой федеральных нормативных правовых актов: Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а также постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с соглашениями о взаимодействии и сотрудничестве от 01.08.2008 № 62 и от 14.04.2010 № 19, заключенными между Администрацией Томской области и инвесторами (ООО «Частная клиника № 1», ЗАО «МАКС-М»), реализуется инвестиционный проект по созданию центра медицинских услуг ОАО «Евроклиника». В указанном центре планируется оказывать консультативную (специализированную) помощь, диагностические исследования, проведение малоинвазивных оперативных вмешательств с долечиванием в дневном стационаре, реабилитационные услуги. В 2012 году подготовлен пакет проектной документации по реконструкции выделенного Администрацией Томской области в уставной капитал ОАО «Евроклиника» здания под многопрофильный медицинский центр. В соответствии с графиком проведения работ (реконструкция здания, монтаж медицинского, технологического оборудования, установка мебели и прочее) открытие центра запланировано на март 2014 года.
Кроме того, планируется привлечение частных инвесторов в рамках создания национальной сети банков крови, диализных и перинатальных центров, программы реновации существующей медицинской сети, строительство «под ключ».
Перспективным направлением данного мероприятия станет реализация нового социального проекта - создание хосписной службы на принципах государственно-частного партнерства с привлечением бизнес-сообщества и общественных организаций. Реализация данного проекта позволит в кратчайшие сроки обеспечить паллиативной помощью неизлечимых больных Томской области, снизив при этом нагрузку на областной бюджет за счет привлечения частных средств, привлечения квалифицированных управленческих и медицинских кадров, оборудования, технологий.
В соответствии с проектом «Организация системы оказания паллиативной медицинской помощи на региональном уровне» планируется организация Центра паллиативной медицины с филиалами на 200 хосписных коек, в том числе 100 коек в г. Томске, 100 коек в районах области. При этом в филиалах Центра паллиативной медицины планируется обслуживание населения близлежащих районов.
Одним из приоритетов организации государственно-частного партнерства является формирование конкурентной среды в здравоохранении, создание равных условий для медицинских организаций с различными формами собственности, развитие добровольного медицинского страхования и привлекательного инвестиционного климата для бизнес-структур.
Одним из механизмов формирования конкурентных отношений в сфере медицинских услуг является привлечение к выполнению областной Программы государственных гарантий медицинских организаций различных форм собственности.
В Томской области к реализации областной Программы государственных гарантий медицинские организации частной формы собственности начали привлекаться с 2006 года.
В 2012 году в реестр медицинских организаций вошли 18 частных медицинских организаций (22% от общего количества организаций, участвующих в реализации областной Программы государственных гарантий), на которые было выделено плановое задание на общую сумму 52 732, 98 тыс. рублей.
Количество медицинских организаций, включенных в перечень медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Томской области в 2013 году, составляет 96 медицинских организаций, в том числе 19 медицинских организаций частной формы собственности (20%). Плановое задание на 2013 год выделено 15 частным медицинским организациям из 19 частных организаций, заявивших себя на участие в областной Программе государственных гарантий на 2013 год, на сумму 56 337,1 тыс. рублей.
Из 15 медицинских организаций частной формы собственности, участвующих в реализации областной Программы государственных гарантий на 2013 год, 11 организаций оказывают диагностические услуги (магнитно-резонансная томография и рентгено-компьютерная томография); 8 организаций оказывают только амбулаторно-поликлиническую помощь, из них 4 организации, оказывающих стоматологическую помощь, только стационарную медицинскую помощь оказывают 3 организации.
Одной из проблем дальнейшего развития конкурентности в оказании медицинских услуг населению является сохраняющееся неравномерное территориальное расположение медицинских организаций частной системы здравоохранения. Так, из 15 медицинских организаций частной формы собственности, участвующих в реализации областной Программы государственных гарантий, 100% субъектов расположены в областном центре.
В рамках оказания медицинских услуг по долечиванию работающих граждан непосредственно после стационарного лечения по поводу перенесенных инфарктов, инсультов, а также беременных женщин Департамент здравоохранения Томской области на конкурсной основе взаимодействует с санаторно-курортными организациями различной формы собственности:
- ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российский Федерации «Ключи»;
- ООО «Санаторий «Космонавт»;
- ООО «Санаторий Синий Утес»;
- ООО «Край»;
- ФГБУН «Томский НИИ курортологии и физиотерапии ФМБА России»;
- ООО «ТНПС ЛТД».
В качестве еще одного механизма конкуренции на территории области получил развитие аутсорсинг. Это позволяет медицинским организациям не заниматься непрофильными видами деятельности (охрана, питание, стирка белья) или невыгодными с позиции финансовых затрат (проведение некоторых видов лабораторных или других видов исследований) и, как следствие, добиваться повышения эффективности использования ресурсов организации, а также повышения качества предоставляемых услуг.
В настоящее время аутсорсинг внедрен в РБ и других областных медицинских организациях.
Наибольшее распространение в РБ, ГБ и поликлиниках получили: техническое обслуживание медицинского оборудования, лабораторные анализы (исследования на внутриутробные инфекции, химико-токсикологические исследования, цитологические и гистологические исследования и др.), вывоз мусора и анатомических отходов, организация пропускного режима, охрана и обеспечение общественного порядка на территории больниц, техническое обслуживание технологического оборудования пищеблока, лифтов, водоснабжения, канализации и др., прачечные услуги, обеспечение готовым питанием, юридическое сопровождение.
Планируется дальнейшее развитие аутсорсинга непрофильных функций медицинских организаций, связанных с питанием пациентов, прачечными услугами, услугами по содержанию коммунального хозяйства организаций. Это позволит, с одной стороны, значительно сэкономить на содержании соответствующей дорогостоящей инфраструктуры, с другой стороны, стимулировать развитие конкуренции предприятий малого бизнеса.
В рамках государственно-частного партнерства планируется развитие взаимодействия государственного здравоохранения с частными медицинскими организациями, а именно, привлечение частного здравоохранения для создания совместных проектов по оказанию медицинской помощи населению Томской области, в том числе путем реализации ежегодных проектов и разовых акций (по организации мобильных консультативных и диагностических центров, профилактических осмотров жителей отдаленных населенных пунктов, массовому обследованию населения на наличие онкологической патологии и др.), что позволит создавать дополнительные механизмы для интеграции с частным здравоохранением и привлечением его в систему ОМС, что позволит повысить качество и доступность медицинской помощи для жителей области.
Планируется развитие совместно с частными организациями инновационных технологий обеспечения лечебно-диагностического процесса. Сферой взаимодействия может являться программа комплексной информатизации медицинских организаций, поставка медицинского и информационного оборудования, сопровождение и техническая поддержка информационной инфраструктуры медицинских организаций.
Кроме того, продолжатся мероприятия по повышению квалификации медицинского персонала с привлечением частного сектора к организации и финансированию непрерывного процесса усовершенствования, в том числе на базе зарубежных клиник.