Настоящая Программа разработана для определения путей и способов обеспечения устойчивого и динамичного развития отрасли культуры муниципального образования «Город Томск» и призвана обеспечить выравнивание возможностей участия населения в культурной жизни Томска независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, обеспечение максимальной доступности для граждан культурных благ и образования в сфере культуры, включая выравнивание возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания, сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства; создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, в том числе модернизация и обеспечение инновационного развития организаций культуры путём масштабного инвестирования в технологическое обновление; обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного фондов, входят в число приоритетных направлений культурной политики Российской Федерации.
Развитие и распространение культуры, искусства и художественного образования в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа, включая повышение обеспеченности жителей округа учреждениями культуры, искусства и художественного образования( в том числе укрепление инфраструктуры и материально- технической базы учреждений; подготовка специалистов на основе современных образовательных технологий и потребностей развития сферы культуры) входит в план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 1120-р. Стратегическая доктрина развития Томской области декларирует, что Томская область и Томск - одно из наиболее привлекательных в России мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляющее своим жителям обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала, включая лучшие карьерные возможности для наиболее одаренных, образованных и амбициозных людей. В связи с этим, наличие доступных и качественных культурных благ, без которых невозможны самореализация, раскрытие творческого потенциала человека и удовлетворение потребностей в качественном отдыхе, рассматриваются как неотъемлемые элементы качества жизни населения инновационного региона. Томск обладает значительным и уникальным культурным потенциалом, который может напрямую или опосредованно эффективно использоваться во многих сферах социальной жизни: науке, образовании, туризме, рекреационной деятельности, межрегиональных и международных контактах.
В настоящее время данный потенциал не превращается в культурный капитал, слабо интегрирован в происходящие на территории города экономические и социальные процессы, в незначительной степени работает на инновационное развитие региона.
Сегодня в Томске сложилась уникальная ситуация для нового решительного шага в развитии муниципального образования:
· высокими темпами идет создание инфраструктуры инновационной экономики , основу которой будут составлять активные креативные лидеры-инноваторы, заинтересованные в наличии живой творческой среды своей деятельности;
· Томск как город-форум становится все более привлекательным и интересным для отечественных и зарубежных деловых кругов, приобретает все большую известность у широкой общественности;
· формируется «креативный класс» - главный субъект инноваций, одной из важнейших мотиваций которого является качество жизни в регионах и городах, где базируется инновационный бизнес; культура является важной составляющей качества жизни креативного класса;
· система высшего образования областного центра является механизмом формирования качественного человеческого капитала, готового к активному производству и потреблению культурных благ;
· у подавляющего большинства жителей региона сохраняется позитивное восприятие культуры и искусства, осознание их важности и органичности для повседневной жизни людей.
В стратегии развития города Томска до 2020 года повышение качества городской среды выделено в стратегическое направление №1, в том числе развитие социальной инфраструктуры и обеспечение населения всеми видами социальной инфраструктуры.
Ситуативный анализ показывает, что на фоне качественной оптимизации учреждений культуры назрела острая необходимость количественного наращивания инфраструктуры учреждений культуры. Как показала практика, перевод культурно-досуговых и культурно- просветительских учреждений, учреждений дополнительного образования в статус автономных не позволит решить вопросы, связанные с нехваткой финансирования для совершенствования материально-технической базы, а также не создаст достаточные условия для удовлетворения творческих потребностей населения муниципального образования «Город Томск» в связи с острой нехваткой основных ресурсов- помещений, оборудования, квалифицированных кадров. Учреждения образования, подведомственные управлению культуры администрации города Томска (кроме МАОУДОД «ДШИ №3», все муниципальные библиотеки располагаются в не типовых зданиях и помещениях, а в приспособленных зданиях и помещениях жилищного фонда, построенного в 60-х - 80-х годах прошлого века, которые не отвечают сантехническим нормам и современным требованиям охранно-пожарной безопасности предъявляемым культурно-досуговым, просветительным и образовательным учреждениям с массовым пребыванием людей. Существующие здания и помещения имеют малую вместимость, слабо оснащены современным оборудованием, непривлекательны по дизайну. Здания не имеют дополнительных помещений для хранения инвентаря, музыкальных инструментов и прочего имущества.
Ежегодно растет число зданий учреждений культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии. В настоящее время положение с материально-техническим оснащением учреждений культуры города Томска характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение устойчивости инженерной безопасности учреждений культуры. 17 зданий муниципальных объектов требуют капитального ремонта. Следует также отметить, что ведомственные статистические данные не в полной мере отражают действительное техническое состояние зданий учреждений культуры, в связи с чем необходимо проведение комплексных предпроектных обследований и инженерных изысканий. Большую проблему представляет отсутствие необходимой проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта и реконструкции, что препятствует включению учреждений культуры в целевые программы Томской области и федеральные целевые программы.
По состоянию на 1 января 2014 года обеспеченность населения города Томска муниципальными учреждениями культуры составила: концертными залами (зрительными местами) в культурно-досуговых учреждениях - 10,9 %, муниципальными библиотеками- 87%. Согласно Методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренной распоряжением Правительства РФ от 19 октября 1999 № 1683-р, количество МОУДОД художественно-эстетической направленности в г. Томске должно составлять не менее 22 учреждений. В городе Томске их 9. Отсутствует городской дом культуры.
Существует острый недостаток площадей для размещения музейного фондохранилища и выставочных площадей музея истории Томска, репетиционной и концертной деятельности творческих коллективов, организации работы с детьми и молодёжью.
Износ и моральное устаревание материально-технической базы муниципальных учреждений культуры на 2014 год доходит до 100 % по отдельным показателям. Устаревшая материально-техническая база и износ оборудования учреждений не позволяет оказывать муниципальные услуги в сфере культуры на качественно высоком уровне. Муниципальные учреждения культуры на сегодняшний день неконкурентоспособны и не отвечают уровню запросов населения. Приобретение нового специализированного оборудования будет способствовать значительному повышению качественного уровня проводимых мероприятий, позволит увеличить общий количественный показатель человекопосещений, будет реализована возможность гастрольных поездок творческих коллективов, созданы современные условия для предоставления дополнительного художественного образования детям.
Текущее состояние отрасли культуры имеет следующие проблемы:
1) ухудшение состояния материально-технической базы учреждений культуры, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие учреждений культуры в новых микрорайонах, что затрудняет доступ граждан на получение услуг в сфере культуры;
2) отсутствие опыта по компьютеризации отрасли в муниципальных учреждениях культуры, что препятствует созданию единого информационного пространства культуры;
3) недостаточное осуществление гастрольной деятельности народных и профессиональных коллективов из-за финансового дефицита,
4) недостаточное включение темы культуры в процессы формирования конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности города Томска, а также создания культурных брендов.
5) снижение конкурентоспособности бюджетной культуры по сравнению с коммерческой развлекательной культурой (досуг, книжный рынок, электронные сервисы, антреприза, цирки) и в условиях культурной активности томских вузов, что оказывает влияние на посещаемость и внебюджетные доходы учреждений культуры;
6) кризис культурного «продукта». Ориентация развития города на инновационную экономику предполагает, что культурная жизнь также внесет свой вклад в создание комфортной среды для деятельности инновационных кампаний (работа над качественной современной культурной продукцией - фестивали, экспозиции, издания, коллективы и т.д.).
Для улучшения культурного обслуживания населения города Томска, повышения творческого потенциала населения необходимо проведение капитального ремонта и реконструкции учреждений культуры, а также строительство новых современных зданий, позволяющих организовать деятельность учреждений культуры в соответствии с потребностями населения. Учреждение культуры должны сочетать досуговые и образовательные технологии, сохранение традиций народной культуры, создавать зоны для свободного общения и в целом играть роль центра культурной и общественной жизни Томска.
Работать в этом направлении необходимо комплексно с созданием и развитием современных правовых, организационных, научных и методических основ с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов муниципального образования. Поэтому укрепление материально-технической базы и создание оптимальных условий для удовлетворения потребностей населения в сфере культуры - одно из важных направлений в деятельности управления культуры администрации Города Томска. Переоснащение имеющейся материально-технической базы должно сопровождаться внедрением современных технологий, работой по повышению квалификации персонала для обновления теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества (глава 5 «Развитие культуры и средств массовой информации» раздела III «Развитие человеческого потенциала». Технологии развития творческого потенциала населения предусматривают систему поддержки (поощрения) творческих достижений в различных формах (гранты, стипендии, премии и т.д.). Для осуществления программы, направленной на повышение эффективности участия населения в решении вопросов местного значения, формирования благоприятной городской среды обитания с учетом исторических и культурных условий, необходимо тесное взаимодействие с населением, развитие культурных инициатив в городе Томске, вовлечение населения в процесс формирования культурного пространства города.
Эффективный процесс взаимодействия планируется обеспечить в рамках настоящей Программы. Целесообразность использования программно-целевого подхода для решения указанных проблем обусловлена следующими факторами:
· масштабом и государственной значимостью проблемы развития сферы культуры;
· необходимостью комплексной увязки и централизованной координации усилий по срокам и ресурсам для обеспечения согласованности решений и исключения дублирования с проводимыми в рамках ведомственной деятельности мероприятиями;