Для реализации поставленной цели и решения задач Программы, достижения планируемых значений показателей предусмотрено выполнение комплекса программных мероприятий (приложения №№ 4, 5, 6, 7 к Программе).
Реализацию мероприятий предполагается осуществлять с учетом приоритетности проектов:
направленных на повышение безопасности дорожного движения, устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
направленных на развитие межрегиональных связей;
предусматривающих реконструкцию мостов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, а также замену деревянных мостов на капитальные мосты;
направленных на строительство подъездов к сельским населенным пунктам для обеспечения их круглогодичной связью по дорогам с твердым покрытием с дорожной сетью общего пользования;
направленных на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и искусственных сооружений, обеспечивающих подъезды к особым экономическим зонам.
В соответствии со Стратегией развития транспортной системы Томской области в 2008 - 2025 годах программные мероприятия поделены на:
стратегические проекты, направленные на решение стратегических задач, имеющих важное социально-экономическое значение для Томской области и Российской Федерации в целом, обеспечивающие рост транспортного потенциала Томской области;
проекты внутрирегионального развития, направленные на укрепление региональных связей внутри Томской области и обеспечение транспортной доступности удаленных населенных пунктов.
1. Стратегические проекты Томской области:
1) строительство и реконструкция Северной широтной автомобильной дороги «Пермь - Ивдель - Ханты-Мансийск - Сургут - Нижневартовск - Томск» на территории Томской области.
Проект имеет международное значение, его реализация обеспечит прямой выход из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа в восточном направлении через автодороги юга Сибири в страны Центральной и Восточной Азии, кроме того позволит создать развитую транспортную инфраструктуру, которая будет способствовать экономическому развитию регионов в зоне тяготения дороги, хозяйственному освоению прилегающих территорий, создаст повышенный спрос грузообразующих отраслей на услуги пассажиро- и грузоперевозок, транзит грузов и пассажиров из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, северных районов Свердловской области в регионы юга Сибири и Дальнего Востока.
Северная широтная дорога, проходя через населенные пункты: с. Каргала, с. Инкино, д. Могильный Мыс, с. Парабель, с. Каргасок, с. Средний Васюган, обеспечит устойчивую круглогодичную связь опорной транспортной сети Томской области: г. Томска с Парабельским и Каргасокским районами и появление автодорожной связи с Александровским районом и г. Стрежевой. Реализация проекта будет способствовать укреплению системы расселения и уменьшению транспортной дискриминации в северных районах Томской области, позволит обеспечить долгосрочный пакет заказов дорожным строительным организациям области; решению проблемы безработицы в районах прохождения и тяготения автодороги; повышению инвестиционной привлекательности левобережья и северных районов Томской области.
В рамках реализации данной Программы необходимо завершить реконструкцию существующих участков автодороги Могильный Мыс - Парабель - Каргасок км 80 - км 103 (в том числе строительство моста через реку Чигас взамен ремонтонепригодного) и км 15 - км 30; построить мостовой переход через р. Сильга на автомобильной дороге Каргасок - Средний Васюган; осуществить корректировку имеющейся проектно-сметной документации на участки км 65 - км 80 и км 123 - км 143; разработать проектную документацию на участок реконструкции км 30 - км 45;
2) реконструкция автомобильной дороги Камаевка - Асино - Первомайское на участке км 0 - км 53 в Томской области.
Участок км 0 - км 53 автомобильной дороги Камаевка - Асино - Первомайское III технической категории с двумя полосами движения и шириной проезжей части 7,0 метров входит в состав автодорожного маршрута Томск - Асино, который проходит по району основной концентрации промышленного и сельскохозяйственного производства области и является автодорожным стержнем, обеспечивающим экономические, административные связи и оперативность в доставке грузов и пассажиров между населенными пунктами Асиновского, Зырянского, Тегульдетского, Первомайского и Томского районов области с городом Томском. Кроме межрайонных и межрегиональных связей по автомобильной дороге осуществляются межобластные связи с Кемеровской областью, Красноярским краем, Республикой Хакасией и другими регионами Западной и Восточной Сибири.
Магистраль построена в 1970 - 1980-е годы и не рассчитана на большегрузные транспортные средства и планируемую интенсивность движения (в перспективе до 2031 года - 7056 автомобилей в сутки). Перегруженность трассы приводит к росту аварийности.
В рамках Программы, в целях обеспечения безопасного движения транспортных потоков в обе стороны, с учетом вывоза древесины крупногабаритным транспортом, необходимо выполнить реконструкцию автодорожного маршрута Томск - Асино в Томской области протяженностью 99 км до II технической категории.
В настоящее время разработана документация на реконструкцию автодороги Камаевка - Асино - Первомайское под II техническую категорию на участке км 0 - км 53.
В связи с установлением аварийного состояния мостов через реки Куль, Латат, Итатку на участке дороги Камаевка - Асино - Первомайское км 0 - км 53 и признанием их неремонтопригодными, в рамках подготовленной проектной документации для ликвидации аварийной ситуации выделены отдельные пусковые комплексы на мостовой переход через р. Куль, мостовой переход через р. Латат, мостовой переход через р. Итатка.
В рамках реализации Программы запланировано строительство 2 мостов: мостового перехода через р. Куль и через р. Латат;
3) реконструкция автомобильной дороги Томск - Аэропорт на участке 10 - 20 км в Томском районе Томской области.
Автомобильная дорога Томск - Аэропорт имеет важное социально-экономическое значение. Она обеспечивает въезд в областной центр, соединяя аэропорт «Богашево» с городом.
С появлением в Томской области особой экономической зоны технико-внедренческого типа грузо- и пассажиропоток на данной автодороге увеличился кратно.
В настоящее время автодорога Томск - Аэропорт имеет несколько участков с повышенной степенью возможного возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Реконструкция автодороги позволит увеличить пропускную способность и устранить места концентрации дорожно-транспортных происшествий.
В связи с дефицитом бюджетных средств участок 10 - 20 км автодороги Томск - Аэропорт был разбит на пусковые комплексы. В сентябре 2009 года было введено в эксплуатацию 2,9 км автодороги.