Стратегическая цель социально-экономического развития Томской области, на которую направлена реализация Программы: «Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей».
Целью разработки Программы является повышение качества образования и содействие раскрытию творческого потенциала детей Томской области.
Приоритеты государственной политики в сфере образования определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р; Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761; Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации 04.02.2010; Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», государственной программе «Развитие образования» на 2013 -2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 2148-р и состоят в повышении доступности качественного общего и дополнительного образования детей Томской области.
Настоящая Программа разработана в целях реализации вышеуказанных актов и направлена на достижение задачи развития Томской области «Повысить качество образования и содействовать раскрытию творческого потенциала населения» в рамках среднесрочной цели «Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей», указанной в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), утвержденной постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 № 2539 «О Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)».
Достижение поставленной цели и задач осуществляется за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
1. Развитие современной инфраструктуры общего и дополнительного образования, обеспечивающей населению Томской области доступ к получению качественных образовательных услуг.
2. Обновление и развитие кадрового потенциала общего и дополнительного образования, улучшение социально-экономических условий труда педагогических работников и повышение престижа педагогической профессии.
3. Создание условий, направленных на удовлетворение потребностей населения Томской области в развитии, самоопределении и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
4. Создание комплекса условий для эффективного выявления, сопровождения и поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи.
5. Создание условий для устойчивого развития, повышения качества и доступности сферы дополнительного образования детей.
6. Повышение эффективности управления образованием через обеспечение надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг.
Основными характеристиками текущего состояния сферы общего и дополнительного образования Томской области являются доступность образовательных услуг для детей Томской области, качество услуг, предоставляемых ОО и образовательными организациями дополнительного образования детей; кадровый состав педагогических работников.
Образовательное пространство Томской области представлено разветвленной сетью образовательных организаций, в которых общее образование получают около 101 тыс. человек, то есть каждый десятый житель области.
Региональная система общего и дополнительного образования Томской области по состоянию на сентябрь 2013 года представлена следующими характеристиками:
количество дневных ОО - 323, из них расположенных на территории городских поселений, - 104; на территории сельских поселений - 219;
численность обучающихся в дневных ОО - 101999 человек, из них обучающихся в ОО, расположенных на территории городских поселений, - 68340 человек, на территории сельских поселений - 33659 человек;
доля обучающихся, которым в 2012 году предоставлены от 80% до 100% современных условий обучения (в общей численности обучающихся по основным общеобразовательным программам начального, основного, среднего образования), - 69,41%;
доля ОО, применяющих дистанционные образовательные технологии при реализации основных общеобразовательных программ начального, основного, среднего образования, дополнительных общеобразовательных программ (от общего числа ОО), - 46,65%;
количество обучающихся на 1 компьютер - 10 человек;
доля учителей и руководителей ОО, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, - 62,57%;
средний возраст учителей - 44 года. При этом средний возраст учителей, работающих в городских поселениях, - 43,1 года, в сельских поселениях - 44,3 года;
доля учителей в возрасте до 35 лет - 20,8% от общего числа работающих учителей;
системой дополнительного образования охвачен 61% детей и подростков.
В Томской области идет формирование оптимальной структуры сети общего и дополнительного образования, которая при эффективном использовании ресурсов способна обеспечить доступность качественного образования.
Система общего образования и дополнительного образования Томской области характеризуется достаточно высоким качеством образования, о чем свидетельствуют результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов в стандартизированной форме (ГИА-9) и единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), соответствующие среднероссийским, увеличение количества участников предметных олимпиад, творческих конкурсов и фестивалей, а также высокие результаты на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников и на международных предметных олимпиадах и конкурсах.
Среднестатистический тестовый балл участников ЕГЭ Томской области в 2012 году практически был на уровне соответствующего общероссийского показателя: Томская область - 53,31; Российская Федерация - 53,40 (в 2011 году: Томская область - 55,18; Российская Федерация - 54,28; в 2010 году: Томская область - 52,39; Российская Федерация - 52,21).
При этом выпускниками ОО Томской области в 2012 году продемонстрированы более высокие результаты: общее значение показателя по Томской области - 53,31, среднестатистический тестовый балл ЕГЭ выпускников текущего года составил 54,87 (в 2011 году: общий - 55,18, выпускников текущего года - 56,38; в 2010 году: общий - 52,39, выпускников текущего года - 53,21). По показателю среднего тестового балла ЕГЭ по общеобразовательным предметам лучшие результаты показаны по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (Томская область - 65,79, Российская Федерация - 60,32), по русскому языку (Томская область - 65,04, Российская Федерация - 61,07), английскому языку (Томская область - 61,72, Российская Федерация - 60,75).
Для повышения качества образования и снижения уровня неравенства в получении качественного образования между обучающимися ОО, расположенных на территории городских поселений, и обучающимися ОО, расположенных на территории сельских поселений, в Томской области принимаются следующие меры по: