Недействующий

Об утверждении государственной программы «Развитие общего и дополнительного образования в Томской области на 2014 - 2020 годы» (с изменениями на 22 декабря 2014 года)


1. Приоритетные задачи социально-экономического развития Томской области,
на решение которых направлена подпрограмма № 6


Стратегическая цель социально-экономического развития Российской Федерации и Томской области, на которую направлена реализация подпрограммы № 6: «Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей» (в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), утвержденной постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 № 2539 «О Стратегии социально-экономического развития Томской области  до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)»).

Позитивные тенденции становления РСОКО в Томской области, а также результаты деятельности по созданию системы жизнеобеспечения оценки качества образования убедительно подтверждают высокую значимость этого направления для дальнейшей модернизации общего образования в целом.

Необходимость продолжения указанных работ в рамках государственной программы Томской области, определяющей стратегические цели, задачи, приоритеты и механизмы дальнейшего развития системы оценки качества образования  в Томской области, предопределяют  следующие проблемы:

1. Значительное отставание имеющихся ресурсных возможностей общероссийской системы оценки качества образования (методических, технологических, организационно-функциональных, информационных, кадровых, финансовых) от динамично возрастающих потребностей  мониторинга и оценки качества образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях  и на уровне образовательной организации:

- до настоящего времени в системе общего образования Российской Федерации не сформировалась и не используется единая (инвариантная) модель показателей для оценки качества образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации. Крайне неэффективно осуществляется разработка, апробация и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, что не позволяет преодолеть ситуацию высокой неопределенности и дальнейшей диверсификации критериев и показателей оценки качества образования, применяемых в различных субъектах Российской Федерации  на всех уровнях управления образованием;

- в течение длительного времени научно-исследовательским организациям РАО, ФИПИ, ФЦТ и другим функциональным структурам  федерального уровня  не удается преодолеть проблемы  разработки  надежных сертифицированных  диагностических средств и механизмов для осуществления внешнего контроля и оценки качества образования. Для большинства ОО остаются практически недоступными стандартизированные  измерительные средства и технологии реализации компетентностного подхода к оценке образовательных достижений обучающихся и профессиональных достижений учителей;

- на федеральном уровне не созданы специализированные электронные ресурсы, необходимые для информационного сопровождения широкого комплекса работ по внешней оценке качества образования. В течение последнего десятилетия эта работа ограничивалась рамками создания электронного ресурса  для проведения ЕГЭ;

- сложившаяся нормативная правовая база общероссийской системы оценки качества образования заметно отстает  от потребностей внедрения новых подходов и инновационных моделей оценки качества образования, апробированных в ходе реализации комплексного проекта модернизации общего образования в различных субъектах Российской Федерации.  Наиболее явно издержки  и противоречия традиционных форм оценки качества образования и их низкая эффективность были проявлены на этапах внедрения стимулирующих моделей оплаты педагогического труда, а также в ходе апробации  механизмов целевой финансовой поддержки педагогических работников и образовательных организаций, внедряющих инновационные образовательные программы;

- реальная практика становления ОСОКО не оказывает заметного влияния на формирование кадровых и иных ресурсов, необходимых для устойчивого повышения уровня культуры педагогических измерений в ОО Российской Федерации. В практике большинства ОО, как и раньше, используются традиционные формы контрольно-оценочной деятельности, которые не опираются  на объективные методы педагогических измерений;

- процессы формирования ОСОКО не подкрепляются адекватными мерами по созданию системы подготовки, переподготовки  и повышения квалификации специалистов в области педагогических измерений (тестологов). По приблизительным экспертным оценкам  в Российской Федерации насчитывается всего лишь около 300 специалистов такого профиля. Проблематика педагогических измерений  не стала приоритетом и в существующей системе педагогического образования. Далека от завершения работа по упорядочению  и стандартизации терминологического аппарата в области научно-методического обеспечения оценки качества образования.

Вышеуказанные и другие реально наблюдаемые издержки становления ОСОКО значительно сужают возможности использования потенциала этого процесса для  качественного обновления практики оценки качества образования на региональном уровне и на уровне самой ОО. В этих условиях регионы вынуждены опираться преимущественно на собственные возможности и ресурсы для поддержки приоритетных направлений функционирования и развития ОСОКО.

Практика реализации комплексного проекта модернизации общего образования в 2007 - 2009 гг. убедительно показала,  что именно региональные подходы к внедрению механизмов и процедур оценки качества образования являются и будут являться,  как минимум, в среднесрочной перспективе, основной «движущей силой» становления ОСОКО.

2. Вторая проблема обусловлена региональной спецификой факторов и противоречий, препятствующих реализации системного подхода к прогнозированию, созданию и развитию региональной системы оценки качества образования в Томской области. Особенности этой проблемной ситуации  характеризуются следующими признаками и условиями:

- в Томской области не завершена работа по созданию единой вертикально интегрированной  системы показателей и индикаторов, используемых для мониторинга и оценки  качества образования  на областном и муниципальном уровнях управления образованием,  а также во всех ОО. Ключевым признаком этой проблемной ситуации является усиление несоответствия между сложившейся традиционной критериально-нормативной базой оценки качества образования и активным формированием принципиально новых представлений о показателях качества образования в рамках региональной стратегии инновационного развития Томской области;

- на этапе реализации КПМО было достигнуто заметное продвижение ОО Томской области в освоении новых форм мониторинга  и контроля качества знаний обучающихся. Вместе с тем в рамках этого направления модернизации ОО не удалось обеспечить внедрение компетентностного подхода к оценке качества образовательных программ и конечных результатов образовательной деятельности.  В настоящее время и в среднесрочной перспективе актуальность этих нереализованных педагогических и управленческих потребностей диктуется не только условиями перехода на новые образовательные стандарты, но и наличием целого ряда специфических региональных факторов, обуславливающих высокую вариативность образовательных программ и дальнейшую «диверсификацию» представлений  о показателях качества образовательных услуг (неравномерность расселения; удаленность значительного количества сельских поселений; издержки транспортной инфраструктуры; существенные различия муниципальных образований Томской области по уровням экономического развития и др.);

- сложившаяся в Томской области система статистических показателей качества образования слабо ориентирована на принятие  оптимальных управленческих решений по вопросам развития образования и внедрения новшеств, в том числе и по вопросам ресурсного обеспечения проектов модернизации образования. Процесс внедрения ЕГЭ и новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов, а также ежегодная апробация региональной модели мониторинга качества общеобразовательной подготовки обучающихся в Томской области не подкрепляются адекватными мерами по преодолению ведомственной закрытости отчетной оценочной информации. Прежде всего, это проявляется в  «закрытости» способов интерпретации и анализа  статистических показателей  качества образовательных программ, условий и результатов образовательной деятельности. Как правило, эти полномочия  не выходят  за рамки государственных и муниципальных органов управления образованием. Широко распространена практика неадекватного применения статистики результатов ЕГЭ, в том числе для оценки эффективности внедряемых инновационных программ и для принятия решений относительно распределения стимулирующих выплат. Актуальность решения этой задачи подтверждается и низкой степенью готовности значительной части педагогических работников, руководителей ОО и специалистов органов управления образованием  к внешней (независимой и открытой) оценке качества образования. Об этом же свидетельствуют и существенные издержки практики внедрения публичных ежегодных отчетов руководителей ОО и ОМСУ;

- формирование региональной стратегии развития системы общего образования  (с общей ориентацией на приоритетное усиление различных форм поддержки инновационной деятельности) не подкрепляется внедрением инновационных проектов по освоению современных технологий  мониторинга и оценки учебных достижений обучающихся. Основные причины, сдерживающие развитие этой практики, - низкая компетентность учительского корпуса по вопросам педагогических измерений; субъективная  недооценка значимости современных моделей  менеджмента качества образования в практике управления развитием ОО, а также на уровнях государственного  и  муниципального управления развитием образования; отсутствие необходимых организационно-технологических условий (низкое качество методического инструментария мониторинга знаний и компетенций обучающихся; ограниченность сферы применения современных аппаратно-программных средств автоматизации  мониторинговых исследований качества образования и др.).

3. Третья проблема обусловлена  управленческой спецификой формирования РСОКО - явно выраженное устойчивое развитие   практики мониторинга и оценки  качества образования в Томской области не подкрепляется соответствующими мерами по нормативному оформлению региональной системы оценки качества образования  и созданию адекватной структурно-функциональной схемы управления этими процессами:

- в рамках КПМО в 2008 - 2009 гг. в Томской области была разработана и апробирована концептуальная модель управления РСОКО, в том числе апробирована идея создания областного Координационного совета по оценке качества образования - главного координирующего органа государственно-общественного управления региональной системой оценки качества образования. Однако работа эта не завершена;

- в связи с поэтапным созданием элементов РСОКО на областном уровне сложилась распределенная схема исполнения полномочий по управлению региональной системой оценки качества образования и, прежде всего, по вопросам  информационного обеспечения этой системы. В осуществлении этих полномочий принимают участие:


·      структурные подразделения ДОО ТО (нормативное обеспечение РСОКО, информационное обеспечение форм государственного статистического наблюдения; система показателей и индикаторов управления по результатам; подготовка ДРОНДов; сетевые и финансовые показатели; подготовка и представление отчетных материалов; оперативная информация структурных подразделений ДОО ТО и т. д.);


· ЦОКО ТОИПКРО (исполнение функций оператора РСОКО, ЕГЭ, ГИА-9 и региональных мониторинговых исследований качества образования; БД участников ЕГЭ, статистика результатов ЕГЭ и ГИА-9; статистика результатов регионального мониторинга качества общеобразовательной подготовки обучающихся и других мониторинговых исследований и др.);


· ТОИПКРО (организационно-технологическое, экспертное и информационное обеспечение системы аттестации работников образования;  БД «Педагогические кадры» и др.);


· РЦРО (мониторинг и экспертная оценка программ и проектов развития образования; статистика и аналитические материалы о развитии инновационного  сектора системы общего образования и др.);