Недействующий

Об утверждении государственной программы «Развитие общего и дополнительного образования в Томской области на 2014 - 2020 годы» (с изменениями на 22 декабря 2014 года)


1. Приоритетные задачи социально-экономического развития
Томской области, на решение которых направлена подпрограмма № 2


В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина (глава 4 «Развитие образования» раздела III «Развитие человеческого потенциала»).

Реализация мероприятий подпрограммы «Педагогические кадры» будет способствовать достижению среднесрочной цели - создание благоприятных условий для жизни, работы, отдыха и воспитания детей (в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), утвержденной постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005
     
№ 2539 «О Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)»
, путем укрепления, омоложения и развития кадрового потенциала системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей, повышения социального престижа и привлекательности педагогической профессии, уровня квалификации преподавательских кадров, стимулирования педагогов  к повышению качества деятельности и непрерывному профессиональному развитию.

Приоритеты подпрограммы № 2 соответствуют распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р  «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение  эффективности образования и науки», основным направлениям и следующим мероприятиям государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 2148-р  «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»:

1. Развитие общего образования и дополнительного образования детей.

2. Развитие кадрового потенциала системы общего и дополнительного образования детей направлено на повышение социального престижа и привлекательности педагогической профессии, уровня квалификации преподавательских кадров, стимулирование педагогов к повышению качества деятельности и непрерывному профессиональному развитию.

3. Социальные гарантии работникам образования.

В настоящее время в организациях системы общего образования Томской области заняты 15627 работников. За последние три года динамика численности учителей ОО характеризуется следующими цифрами:

2010 год - 7890 чел.;

2011 год - 7967 чел.;

2012 год - 7966 чел.

Среди регионов Сибирского федерального округа Томская область по численности учителей опережает Республику Хакасию, Республику Тыву, Республику Алтай.  

При этом количество учителей на 100 обучающихся в Томской области ниже среднего значения российского показателя (8,2%)  и составляет - 7,3%.  

Для определения проблем, подлежащих программной разработке, проведен анализ состояния дел по решению кадровых вопросов  в системе образования Томской области. Наиболее остро стоят вопросы, связанные с притоком молодых кадров. Так, в системе общего  образования Томской области в 2012 году в возрасте до 30 лет на руководящих должностях были заняты 49 человек, учителей насчитывалось  900 человек, других педагогических работников - 1 525, всего специалистов данной возрастной группы - 2 474, что составляло 15,8% от общего числа педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций, ОО и ОДО. В то время как число педагогических работников предпенсионного и пенсионного возраста составляло 4 746 человек или 30,4%.

Доля учителей в возрасте до 30 лет в Томской области в 2010 году составляла 12,4%, в 2011 году - 12,19%, в 2012 году - 12,89%.  По данному показателю Томскую область значительно опережают Красноярский край (17,5%), Республика Алтай (22%), Республика Тыва (23,5%), Республика Хакасия (14,5%).

Тенденция требует принятия комплекса мер по притоку и сохранению педагогических  кадров в системе образования.

Формированию устойчивой мотивации на постоянную работу и сохранению кадрового потенциала способствует процедура аттестации педагогических и руководящих работников. В этой связи возрастает значение качества аттестации и улучшение механизма проведения  аттестационных процедур. По аттестации педагогических и руководящих работников Томская область соответствует общероссийскому показателю - 20% от общего числа педагогических и руководящих работников.

Среди регионов Сибирского федерального округа Томская область опережает Республику Алтай, Республику Хакасию, Республику Тыва,  Иркутскую, Новосибирскую области, Красноярский и Забайкальский края по показателю - доля педагогических работников, прошедших  в истекшем году курсы повышения квалификации. В то же время Томская область отстает по показателю - внедрение персонифицированной модели повышения квалификации педагогических и руководящих работников от Омской,  Кемеровской областей и Алтайского края.

В рамках реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» возникает острая необходимость создания устойчивой и гибкой модели повышения квалификации и переподготовки  кадров, позволяющей эффективно готовить педагогических работников к работе в условиях модернизации образования.

Среднее значение показателя - укомплектованность ОО педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, - по регионам Российской Федерации составляет 95,88%; в Томской области данный показатель ниже и составляет 92,88%. Кроме Томской области  в группе регионов, имеющих данный показатель ниже российского, - г. Санкт-Петербург (86,41%), Чеченская Республика (90,51%), Республика Ингушетия (91,7%), Приморский край (92,24%), Иркутская область (92,59%).

Количество вакансий в образовательных организациях Томской области в 2012 году составляло 473 единицы (в 2009 году - 185 ед.),  при этом, доля выпускников федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (далее - ТГПУ), трудоустроившихся в образовательные организации Томской области  за 2009 - 2012 годы, выросла с 9% до 17% соответственно от общего количества  выпускников ТГПУ.

Таким образом, в целом кадровая ситуация в системе общего образования Томской области характеризуется недостаточной обновляемостью учительского корпуса, низким уровнем притока молодых специалистов и соответственно старением педагогических кадров,  недостаточной укомплектованностью ОО педагогическими кадрами.