Основными рисками при реализации мероприятий подпрограммы № 6 являются:
1. Нехватка педагогических работников в Томской области, их высокий средний возраст, значительное количество учителей пенсионного возраста.
Пути преодоления. Предотвращение данного риска предполагается, в том числе, за счет реализации других подпрограмм данной Программы. Кроме того, реализация отдельных мероприятий подпрограммы № 6 (формирование и развитие системы информационного обеспечения управления качеством образования, реализация программы взаимодействия со средствами массовой информации по пропаганде общественного участия в процедурах оценки качества образования, исследование степени удовлетворенности образовательными результатами различных субъектов гражданского общества (выпускников, обучающихся, родителей выпускников, работодателей) позволит привлекать внимание широких слоев общества к данной проблеме (за счет донесения до потребителя достоверной и объективной информации о состоянии системы общего образования Томской области). Повышенное внимание общества к проблемам образования будет способствовать положительной мотивации выпускников вузов на работу в школах.
2. Низкая степень заинтересованности отдельных руководителей образовательных организаций и органов управления образованием в получении объективной и достоверной информации.
Пути предотвращения развития данного риска:
1) использование механизмов внешнего контроля качества за счет взаимодействия с Комитетом по контролю и надзору в сфере образования Томской области;
2) введение объективной системы показателей и индикаторов качества образования, основанной на информации о динамике образовательных результатов, структурированной с применением методов кластерного анализа;
3) контроль со стороны оператора подпрограммы № 6 за процессами принятия управленческих решений.
3. Низкая степень культуры педагогических измерений (недостаточная квалификация значительной части педагогических работников Томской области в данной сфере).
Пути преодоления. Ряд мероприятий подпрограммы № 6 целевым образом направлен на минимизацию данного риска. Подготовка специалистов в области педагогических измерений, проведение мероприятий по повышению квалификации в рамках подпрограммы № 6 позволят свести данный риск к минимуму.
4. Принятие неадекватных решений, касающихся выбора стратегических приоритетов развития и внедрения различных форм финансовой поддержки тех или иных инновационных программ и проектов, основанных на формальных показателях «инновационной активности» и «масштабности» инновационной деятельности. Попытки принятия «быстрых» решений по результатам мониторинга, приводящие к работе на выполнение «показателя».
Пути минимизации:
1) обучение руководителей образовательных организаций по специальным программам повышения квалификации;
2) реализация совместных областных и муниципальных программ «Школьный импрувмент».
5. Недостаточная проработанность методологии (процедур, технологий, системы ключевых показателей и индикаторов) формирования общероссийской системы оценки качества образования.
Пути преодоления. Существующая практика мониторинга учебных достижений в Томской области, использование для этих целей инструментария, разработанного в Томской области, его признание большинством федеральных экспертов в данной области позволяют сделать заключение о наличии серьезного задела для преодоления данного риска и возможности его тиражирования и распространения на федеральном уровне. Кроме того, создание и работа на территории Томской области экспериментальной площадки РАО по отработке проектов управленческих решений в образовании позволит привлечь опыт как российских, так и зарубежных ведущих экспертов в данной области и привнести в региональную систему оценки качества образования передовой отечественный и зарубежный опыт.