Приложение 3
к постановлению администрации Города Томска
от 24.12.2013 № 1481
Приложение
к городской долгосрочной целевой программе
«Поддержка и развитие малого
и среднего предпринимательства
в городе Томске на 2011 - 2015 годы»
Подпрограмма
«РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПАРКОВ
В ГОРОДЕ ТОМСКЕ НА 2013 - 2015 ГОДЫ»
(ДАЛЕЕ - ПОДПРОГРАММА)
_________________________________________________
(название целевой подпрограммы)
I. Паспорт подпрограммы
Администрация Города Томска
____________________________
(заказчик подпрограммы)
Дата принятия правового акта о разработке подпрограммы, дата ее утверждения | Подпрограмма является актуализированной версией подпрограммы 2 "Развитие инженерной инфраструктуры для промышленности" Комплексной программы развития промышленности на территории муниципального образования "Город Томск" на период 2009 - 2015 годы, утвержденной решением Думы города Томска от 26.12.2008 N 1108, и направлена на создание промышленных и логистических парков на территории Города Томска |
Разработчики | - Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска; |
Цели и задачи | Цель: создание условий для экономического роста и увеличения занятости в реальном секторе экономики. |
Сроки выполнения подпрограммы | 2013 - 2015 годы |
Перечень основных мероприятий | Создание нормативной правовой базы для обеспечения функционирования и развития промышленных и логистических парков. |
Объемы и | Общий объем финансирования подпрограммы на 2013 - 2015 годы - |
Ожидаемые | Реализация мероприятий подпрограммы позволит достичь следующих результатов: |
Система организации контроля за исполнением подпрограммы | Управление подпрограммой осуществляет Департамент капитального строительства администрации Города Томска. |
II. Анализ текущей ситуации
2.1. Цели и задачи документов стратегического
и территориального планирования Города Томска
В Стратегии развития Города Томска до 2020 года, утвержденной решением Думы города Томска от 27.06.2006 N 224 (далее - Стратегия), предусмотрена реализация стратегического направления "Экономическое развитие Томска как центра инновационной экономики". В числе индикаторов данного направления установлены:
- индекс физического объема инвестиций в основной капитал;
- объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения;
- уровень безработицы;
- соотношение заработной платы и прожиточного минимума;
- удельный вес обрабатывающих производств в общем объеме выпуска промышленной продукции;
- экономический рост: индекс объема промышленного производства.
Реализация экономической политики приводит к возникновению противоречий между необходимостью размещения на территории Города Томска объектов промышленности для развития города (в рамках стратегического направления "Экономическое развитие Томска как центра инновационной экономики") и требованиями Стратегии по совершенствованию городской среды, в том числе по развитию архитектурно-пространственной среды (в рамках стратегического направления "Пространственное развитие Томска: повышение качества городской среды").
В соответствии с результатами исследований, полученными при разработке Комплексной программы развития промышленности на территории муниципального образования "Город Томск" на период 2009 - 2015 годы, утвержденной решением Думы города Томска от 26.12.2008 N 1108, промышленная застройка в Городе Томске является недостаточно компактной (промышленные площадки разрозненны и зачастую непосредственно соседствуют с жилой застройкой), соответственно, более эффективное размещение производств может высвободить земельные ресурсы в центре города. Исследованиями установлено, что проблема с размещением производственной недвижимости в Городе Томске является одним из основных сдерживающих факторов для развития промышленности.
Создание новых и функционирование действующих объектов и производств потенциально приводит к нарушению экологической обстановки и экологической безопасности. Предупреждение проблем, связанных с экологией, также предусмотрено в Стратегии в рамках стратегического направления "Обеспечение комплексной безопасности городской среды". К объектам и производствам, являющимся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, предъявляются требования к установлению санитарно-защитных зон - специальных территорий с особым режимом использования. Размеры санитарно-защитных зон устанавливаются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами от 50 до 1000 метров в зависимости от класса опасности объектов и производств (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"). В санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Таким образом, в Городе Томске сложилась неэффективная система использования территории, связанная: а) с нерациональным размещением промышленных объектов и производств и б) с требованиями по установлению санитарно-защитных зон вокруг объектов и производств.
В соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Думы города Томска от 27.11.2007 N 687 (далее - Градостроительный план), приоритетом градостроительной политики Города Томска является интенсивное развитие, ориентированное на качественное улучшение состояния городской среды. Реализация данного приоритета осуществляется, в частности, через реконструкцию и эффективное использование существующих городских территорий.
В качестве одного из элементов формирования архитектурно-пространственной среды Города Томска в Генеральном плане установлена реорганизация производственных территорий с целью снижения негативного экологического воздействия на жилые районы и более эффективного использования существующих территорий и фондов.
Перемещение промышленных объектов и производств из центра города на территории промышленных и логистических парков, таким образом, является одним из механизмов:
1) формирования благоприятного инвестиционного климата с учетом приведенного выше противоречия между экономическим развитием и развитием городской среды;
2) реорганизации производственных территорий и их высвобождения для осуществления в дальнейшем жилищного строительства в рамках реализации Генерального плана.
2.2. Анализ экономического оборота и инвестиций
в Городе Томске
Экономический оборот крупных и средних предприятий Города Томска ежегодно растет и к 2012 году составляет 200 - 250 млрд рублей в год. Около 38% экономического оборота крупных и средних предприятий обеспечивают промышленные предприятия, в том числе около 26% - обрабатывающие производства (таблица 1, рисунок 1 - не приводится).
Таблица 1. Оборот крупных и средних организаций
Города Томска