Недействующий

Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Томской области на 2013 - 2022 годы» (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

Подпрограмма 5
Кадровое обеспечение системы здравоохранения и развитие международных отношений в сфере охраны здоровья

(Паспорт в редакции постановления Администрации Томской области от 26 декабря 2014 года № 534а, -
см. предыдущую редакцию)


Наименование подпрограммы

Кадровое обеспечение системы здравоохранения и развитие международных отношений в сфере охраны здоровья

Заказчик подпрограммы

Департамент здравоохранения Томской области

Соисполнители подпрограммы

Департамент здравоохранения Томской области;
Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области;
Департамент профессионального образования Томской области;
Департамент архитектуры и строительства Томской области;
ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России (по согласованию);
органы местного самоуправления МО Томской области (по согласованию)

Цель подпрограммы

1.      Совершенствование и перспективное развитие обеспеченности региональной системы здравоохранения медицинскими кадрами.

2. Поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также регионального кадрового дисбаланса.

3. Обеспечение притока в медицинские организации врачей и среднего медицинского персонала, позволяющего восполнять естественную убыль.

4. Планирование подготовки и трудоустройства медицинских работников с использованием современных технологий кадрового менеджмента, эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить медицинские организации квалифицированными кадрами, способными улучшить качество оказания медицинской помощи населению.

5.  Решение социальных вопросов медицинских работников в целях повышения доступности и качества оказываемой медицинской помощи. Повышение престижа профессии медицинского работника

Задачи подпрограммы

1. Формирование системы управления кадровым потенциалом здравоохранения с учетом структуры региональной потребности в медицинских кадрах, их оптимального размещения и эффективного использования.

2. Достижение полноты укомплектованности медицинских организаций медицинскими работниками.

3. Создание условий для планомерного роста профессионального уровня знаний и умений медицинских работников.

4. Обеспечение социальной защиты, повышения качества жизни медицинских работников на основе приведения оплаты труда в соответствие с объемами, сложностью и эффективностью оказания медицинской помощи.

5. Регулирование подготовки и сохранение медицинских кадров для системы территориального здравоохранения с помощью мониторинга кадров при реализации его организационно-методической, информационно-аналитической поддержки

Показатели подпрограммы и их значения
(с детализацией по годам)



Показатели

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Обеспеченность врачебными кадрами
(на 10 000 человек)

65,7

61,1

57,1

53,1

49,0

45,0

41,0

41,0

41,0

41,0

41,0

Обеспеченность средним медицинским персоналом
(на 10 000 человек)

97,6

97,6

99,0

99,7

101,2

102,5

103,2

104,2

109,4

114,0

114,3

Укомплектован-ность кадрами медицинских организаций, %

60,3

65,0

65,7

66,0

66,5

67,0

67,3

67,5

67,7

69,9

71,0

Соотношение врачи/средние медицинские работники

1:1,7

1:2,2

1:2,3

1:2,4

1:2,5

1:2,6

1:2,7

1:2,7

1:2,8

1:2,9

1:3,0

Доля врачей первичного звена от общего числа врачей, %

52,0

52,2

53,1

53,9

54,8

55,6

56,5

56,5

56,5

56,5

56,5

Доля аккредитованных специалистов, %

-

-

-

-

-

20

40

60

80

100

100

Доля медицинских и фармацевтичес-ких работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Томской области, трудоустроив-шихся после завершения обучения в медицинские или фармацевти-ческие организации государственной и муниципальной систем здравоохранения Томской области, %

75

75

80

85

90

95

100

100

100

100

100

Сроки и этапы реализации подпрограммы

2013 - 2022 годы

1-й этап - 2013 - 2016 годы;

2-й этап - 2017 - 2019 годы;

3-й этап - 2020 - 2022 годы

Перечень основных мероприятий подпрограммы

Мероприятие 5.1. Совершенствование подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников.

Мероприятие 5.2. Повышение престижа медицинских специальностей.

Мероприятие 5.3. Социальная поддержка отдельных категорий медицинских работников.

Мероприятие 5.4. Международное, межрегиональное сотрудничество в сфере охраны здоровья

Объемы и источники финансирования (с детализацией по годам реализации подпрограммы,
тыс. рублей)

Источники

Всего

2013 год

2014 год

2015 год
(прог-ноз)

2016 год
(прог-ноз)

2017 год
(прог-ноз)

2018 год
(прог-ноз)

2019 год
(прог-ноз)

2020 год
(прог-ноз)

2021 год
(прог-ноз)

2022 год
(прог-ноз)

Федеральный бюджет
(по согласова-нию)

45 000,0

20 000,0

25 000,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Областной бюджет

за счет текущей деятельности *


7 329 920,9



486 494,5


365 999,4


36 494,3



486 494,5


776 596,9


1 273 087,9


2 101 915,8


2 436 841,6


78 765,6


82 625,1


86 673,6


90 920,7

Местные бюджеты
(по согласова-нию)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Территориаль-ный фонд ОМС
(по согласова-нию)

22 953 495,8

991 000,0

1 460 553,2

2 212 906,0

3 874 355,7

6 655 192,7

7 759 488,2

0,0

0,0

0,0

0,0

Внебюджет-ные источники
(по согласова-нию)

597 022,6

98 621,2

99 161,7

99 169,0

99 686,0

100 864,7

99 520,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Всего по источникам

31 411 933,8

1 475 620,6

2 107 703,7

3 088 671,9

5 247 129,6

8 857 973,2

10 295 849,8

78 765,6

82 625,1

86 673,6

90 920,7

Объем
и основные направления расходования средств
(с детализацией по годам реализации,
тыс. рублей)

Основные направления расходования средств

Всего

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Инвестиции

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

НИОКР

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Прочие

31 411 933,8

1 475 620,6

2 107 703,7

3 088 671,9

5 247 129,6

8 857 973,2

10 295 849,8

78 765,6

82 625,1

86 673,6

90 920,7

Организация управления подпрограммой

Текущее управление подпрограммой осуществляет Департамент здравоохранения Томской области.

Контроль за реализацией подпрограммы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по социальной политике.

Текущий контроль и мониторинг реализации подпрограммы осуществляют Департамент здравоохранения Томской области, исполнители, являющиеся главными распорядителями средств областного бюджета в рамках исполнения данной подпрограммы

* В том числе средства областного бюджета, предусмотренные на:

1) реализацию постановления Администрации Томской области от 26.03.2013 № 121а «Об осуществлении государственной поддержки работников областных государственных автономных и бюджетных учреждений здравоохранения в виде частичной компенсации затрат, связанных с наймом жилых помещений в жилых домах, построенных в рамках реализации на территории Томской области инвестиционных проектов по строительству жилых домов, предназначенных для сдачи квартир в аренду» - 2 875,0 тыс. рублей;

2) осуществление мероприятий в рамках ведомственных целевых программ:

- «Предупреждение распространения социально значимых заболеваний в Томской области» -  206 598,5 тыс. рублей (реализация Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях  по реализации государственной социальной политики»);

- «Охрана здоровья матери и ребенка в Томской области» - 39 155,7 тыс. рублей (реализация Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»);

- «Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения Томской области» -  237 665,3 тыс. рублей (реализация Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях  по реализации государственной социальной политики»); 200,0 тыс. рублей - на повышение квалификации медицинских работников, оказывающих специализированную медицинскую помощь больным сердечно-сосудистыми заболеваниями.


Характеристика основных мероприятий подпрограммы

Перспективы развития здравоохранения Томской области в значительной степени зависят от состояния профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров как главного ресурса здравоохранения. Медицинский персонал относится к дорогостоящим ресурсам, требующим больших затрат на подготовку квалифицированных специалистов. В отличие от большинства ресурсов, ценность которых со временем снижается, ценность кадровых ресурсов с накоплением профессионализма и опыта увеличивается.

Решение задач системного развития здравоохранения должно быть направлено не только на оптимизацию использования имеющихся кадровых ресурсов, но и на изменение принципов работы в медицинских коллективах, формирование кадровой политики на уровне каждой медицинской организации, развитие систем подготовки специалистов и руководителей, создание действенного резерва руководящих кадров, продвижение работников по службе в зависимости от их профессионального и личностного потенциала.

Возрастающая роль человеческого фактора в качестве основы повышения эффективности системы здравоохранения предъявляет все большие требования к профессиональной подготовке специалистов в области экономики и менеджмента в медицине на всех этапах профессионального развития специалиста, начиная с додипломного периода.

На территории Томской области имеется значительная конкуренция среди работодателей за квалифицированные медицинские кадры. Это обусловлено достаточно высокой концентрацией федеральных и негосударственных медицинских организаций. Муниципальные и областные медицинские организации менее привлекательны для работников по уровню заработной платы и условиям труда. В этой связи назрела острая необходимость реализации на территории Томской области действенных мероприятий по решению задач, направленных на ликвидацию дефицита медицинских кадров в муниципальных и областных государственных медицинских организациях. Особая роль при планировании соответствующих мероприятий по привлечению кадров должна отводиться медицинским организациям, непосредственно формирующим потребность в специалистах для обеспечения функционирования организации.

Кроме того, одним из немаловажных аспектов современной кадровой политики в здравоохранении является повышение культуры медицинского обслуживания, которая в настоящее время не всегда соответствует общепринятым правилам и положениям медицинской этики и деонтологии, призванным повышать имидж медицинских работников и способствовать улучшению качества медицинского обслуживания. Поэтому любые мероприятия, направленные на решение кадровых проблем, необходимо реализовывать совместно с процессом внедрения и развития среди медицинской общественности культуры медицинского обслуживания, которая заключается в единстве профессиональных знаний, этических, моральных принципов, навыков и умений, нравственной деятельности медицинских работников. Развитие корпоративной культуры будет способствовать формированию у врачей и среднего медицинского персонала понятия своего профессионального долга, чести, выработке навыков культуры общения как с пациентами и их родственниками, так и со своими коллегами.


Кадровый потенциал системы здравоохранения Томской области



По итогам 2012 года в Томской области работали 7 046 врачей или 66,6 на 10 000 населения, что на 1,4% выше показателя 2009 года (6 946 врачей или 66,9 на 10 000 населения) (таблица 18). Показатель обеспеченности врачебными кадрами в Томской области (66,6 на 10 000 населения) выше, чем в РФ (44,7 на 10 000 населения) и СФО (45,7 на 10 000 населения) за счет существующих на территории НИИ, ведомственных организаций и т.д. Обеспеченность врачебными кадрами на 10 000 человек в 2012 году в медицинских организациях муниципального подчинения и подчинения субъекту РФ 36,1 на 10 000 населения. Данный показатель ниже федерального норматива обеспеченности врачами (41,0 на 10 000 населения). Организации федерального подчинения традиционно участвуют в реализации областной Программы государственных гарантий по следующим направлениям: кардиология (кардиохирургия), сосудистая хирургия, гастроэнтерология, акушерство-гинекология, пульмонология и т.д., в том числе по оказанию экстренной помощи.

Укомплектованность врачебными кадрами на территории Томской области в 2012 году составила 57,9%, что на 5,8% ниже показателя 2009 года (63,7%). Коэффициент совместительства врачебных кадров в 2012 году составил 1,5 и сохраняется на одном уровне в течение последних 3 лет.

При рассмотрении дефицита кадров по каждой специальности лидирующие позиции  в амбулаторно-поликлиническом звене занимают педиатры, стоматологи, акушеры-гинекологи, участковые терапевты, травматологи. В стационарах отмечается дефицит терапевтов, хирургов, гинекологов, педиатров, инфекционистов.