(Паспорт в редакции постановления Администрации Томской области от 26 декабря 2014 года № 534а, -
см. предыдущую редакцию)
Наименование подпрограммы | Кадровое обеспечение системы здравоохранения и развитие международных отношений в сфере охраны здоровья | ||||||||||||
Заказчик подпрограммы | Департамент здравоохранения Томской области | ||||||||||||
Соисполнители подпрограммы | Департамент здравоохранения Томской области; | ||||||||||||
Цель подпрограммы | 1. Совершенствование и перспективное развитие обеспеченности региональной системы здравоохранения медицинскими кадрами. 2. Поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также регионального кадрового дисбаланса. 3. Обеспечение притока в медицинские организации врачей и среднего медицинского персонала, позволяющего восполнять естественную убыль. 4. Планирование подготовки и трудоустройства медицинских работников с использованием современных технологий кадрового менеджмента, эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить медицинские организации квалифицированными кадрами, способными улучшить качество оказания медицинской помощи населению. 5. Решение социальных вопросов медицинских работников в целях повышения доступности и качества оказываемой медицинской помощи. Повышение престижа профессии медицинского работника | ||||||||||||
Задачи подпрограммы | 1. Формирование системы управления кадровым потенциалом здравоохранения с учетом структуры региональной потребности в медицинских кадрах, их оптимального размещения и эффективного использования. 2. Достижение полноты укомплектованности медицинских организаций медицинскими работниками. 3. Создание условий для планомерного роста профессионального уровня знаний и умений медицинских работников. 4. Обеспечение социальной защиты, повышения качества жизни медицинских работников на основе приведения оплаты труда в соответствие с объемами, сложностью и эффективностью оказания медицинской помощи. 5. Регулирование подготовки и сохранение медицинских кадров для системы территориального здравоохранения с помощью мониторинга кадров при реализации его организационно-методической, информационно-аналитической поддержки | ||||||||||||
Показатели подпрограммы и их значения | Показатели | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | |
Обеспеченность врачебными кадрами | 65,7 | 61,1 | 57,1 | 53,1 | 49,0 | 45,0 | 41,0 | 41,0 | 41,0 | 41,0 | 41,0 | ||
Обеспеченность средним медицинским персоналом | 97,6 | 97,6 | 99,0 | 99,7 | 101,2 | 102,5 | 103,2 | 104,2 | 109,4 | 114,0 | 114,3 | ||
Укомплектован-ность кадрами медицинских организаций, % | 60,3 | 65,0 | 65,7 | 66,0 | 66,5 | 67,0 | 67,3 | 67,5 | 67,7 | 69,9 | 71,0 | ||
Соотношение врачи/средние медицинские работники | 1:1,7 | 1:2,2 | 1:2,3 | 1:2,4 | 1:2,5 | 1:2,6 | 1:2,7 | 1:2,7 | 1:2,8 | 1:2,9 | 1:3,0 | ||
Доля врачей первичного звена от общего числа врачей, % | 52,0 | 52,2 | 53,1 | 53,9 | 54,8 | 55,6 | 56,5 | 56,5 | 56,5 | 56,5 | 56,5 | ||
Доля аккредитованных специалистов, % | - | - | - | - | - | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | 100 | ||
Доля медицинских и фармацевтичес-ких работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Томской области, трудоустроив-шихся после завершения обучения в медицинские или фармацевти-ческие организации государственной и муниципальной систем здравоохранения Томской области, % | 75 | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||
Сроки и этапы реализации подпрограммы | 2013 - 2022 годы 1-й этап - 2013 - 2016 годы; 2-й этап - 2017 - 2019 годы; 3-й этап - 2020 - 2022 годы | ||||||||||||
Перечень основных мероприятий подпрограммы | Мероприятие 5.1. Совершенствование подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников. Мероприятие 5.2. Повышение престижа медицинских специальностей. Мероприятие 5.3. Социальная поддержка отдельных категорий медицинских работников. Мероприятие 5.4. Международное, межрегиональное сотрудничество в сфере охраны здоровья | ||||||||||||
Объемы и источники финансирования (с детализацией по годам реализации подпрограммы, | Источники | Всего | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | |
Федеральный бюджет | 45 000,0 | 20 000,0 | 25 000,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Областной бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Местные бюджеты | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Территориаль-ный фонд ОМС | 22 953 495,8 | 991 000,0 | 1 460 553,2 | 2 212 906,0 | 3 874 355,7 | 6 655 192,7 | 7 759 488,2 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Внебюджет-ные источники | 597 022,6 | 98 621,2 | 99 161,7 | 99 169,0 | 99 686,0 | 100 864,7 | 99 520,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Всего по источникам | 31 411 933,8 | 1 475 620,6 | 2 107 703,7 | 3 088 671,9 | 5 247 129,6 | 8 857 973,2 | 10 295 849,8 | 78 765,6 | 82 625,1 | 86 673,6 | 90 920,7 | ||
Объем | Основные направления расходования средств | Всего | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | |
Инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
НИОКР | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Прочие | 31 411 933,8 | 1 475 620,6 | 2 107 703,7 | 3 088 671,9 | 5 247 129,6 | 8 857 973,2 | 10 295 849,8 | 78 765,6 | 82 625,1 | 86 673,6 | 90 920,7 | ||
Организация управления подпрограммой | Текущее управление подпрограммой осуществляет Департамент здравоохранения Томской области. Контроль за реализацией подпрограммы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по социальной политике. Текущий контроль и мониторинг реализации подпрограммы осуществляют Департамент здравоохранения Томской области, исполнители, являющиеся главными распорядителями средств областного бюджета в рамках исполнения данной подпрограммы |
* В том числе средства областного бюджета, предусмотренные на:
1) реализацию постановления Администрации Томской области от 26.03.2013 № 121а «Об осуществлении государственной поддержки работников областных государственных автономных и бюджетных учреждений здравоохранения в виде частичной компенсации затрат, связанных с наймом жилых помещений в жилых домах, построенных в рамках реализации на территории Томской области инвестиционных проектов по строительству жилых домов, предназначенных для сдачи квартир в аренду» - 2 875,0 тыс. рублей;
2) осуществление мероприятий в рамках ведомственных целевых программ:
- «Предупреждение распространения социально значимых заболеваний в Томской области» - 206 598,5 тыс. рублей (реализация Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»);
- «Охрана здоровья матери и ребенка в Томской области» - 39 155,7 тыс. рублей (реализация Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»);
- «Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения Томской области» - 237 665,3 тыс. рублей (реализация Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»); 200,0 тыс. рублей - на повышение квалификации медицинских работников, оказывающих специализированную медицинскую помощь больным сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Перспективы развития здравоохранения Томской области в значительной степени зависят от состояния профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров как главного ресурса здравоохранения. Медицинский персонал относится к дорогостоящим ресурсам, требующим больших затрат на подготовку квалифицированных специалистов. В отличие от большинства ресурсов, ценность которых со временем снижается, ценность кадровых ресурсов с накоплением профессионализма и опыта увеличивается.
Решение задач системного развития здравоохранения должно быть направлено не только на оптимизацию использования имеющихся кадровых ресурсов, но и на изменение принципов работы в медицинских коллективах, формирование кадровой политики на уровне каждой медицинской организации, развитие систем подготовки специалистов и руководителей, создание действенного резерва руководящих кадров, продвижение работников по службе в зависимости от их профессионального и личностного потенциала.
Возрастающая роль человеческого фактора в качестве основы повышения эффективности системы здравоохранения предъявляет все большие требования к профессиональной подготовке специалистов в области экономики и менеджмента в медицине на всех этапах профессионального развития специалиста, начиная с додипломного периода.
На территории Томской области имеется значительная конкуренция среди работодателей за квалифицированные медицинские кадры. Это обусловлено достаточно высокой концентрацией федеральных и негосударственных медицинских организаций. Муниципальные и областные медицинские организации менее привлекательны для работников по уровню заработной платы и условиям труда. В этой связи назрела острая необходимость реализации на территории Томской области действенных мероприятий по решению задач, направленных на ликвидацию дефицита медицинских кадров в муниципальных и областных государственных медицинских организациях. Особая роль при планировании соответствующих мероприятий по привлечению кадров должна отводиться медицинским организациям, непосредственно формирующим потребность в специалистах для обеспечения функционирования организации.
Кроме того, одним из немаловажных аспектов современной кадровой политики в здравоохранении является повышение культуры медицинского обслуживания, которая в настоящее время не всегда соответствует общепринятым правилам и положениям медицинской этики и деонтологии, призванным повышать имидж медицинских работников и способствовать улучшению качества медицинского обслуживания. Поэтому любые мероприятия, направленные на решение кадровых проблем, необходимо реализовывать совместно с процессом внедрения и развития среди медицинской общественности культуры медицинского обслуживания, которая заключается в единстве профессиональных знаний, этических, моральных принципов, навыков и умений, нравственной деятельности медицинских работников. Развитие корпоративной культуры будет способствовать формированию у врачей и среднего медицинского персонала понятия своего профессионального долга, чести, выработке навыков культуры общения как с пациентами и их родственниками, так и со своими коллегами.
Кадровый потенциал системы здравоохранения Томской области
По итогам 2012 года в Томской области работали 7 046 врачей или 66,6 на 10 000 населения, что на 1,4% выше показателя 2009 года (6 946 врачей или 66,9 на 10 000 населения) (таблица 18). Показатель обеспеченности врачебными кадрами в Томской области (66,6 на 10 000 населения) выше, чем в РФ (44,7 на 10 000 населения) и СФО (45,7 на 10 000 населения) за счет существующих на территории НИИ, ведомственных организаций и т.д. Обеспеченность врачебными кадрами на 10 000 человек в 2012 году в медицинских организациях муниципального подчинения и подчинения субъекту РФ 36,1 на 10 000 населения. Данный показатель ниже федерального норматива обеспеченности врачами (41,0 на 10 000 населения). Организации федерального подчинения традиционно участвуют в реализации областной Программы государственных гарантий по следующим направлениям: кардиология (кардиохирургия), сосудистая хирургия, гастроэнтерология, акушерство-гинекология, пульмонология и т.д., в том числе по оказанию экстренной помощи.
Укомплектованность врачебными кадрами на территории Томской области в 2012 году составила 57,9%, что на 5,8% ниже показателя 2009 года (63,7%). Коэффициент совместительства врачебных кадров в 2012 году составил 1,5 и сохраняется на одном уровне в течение последних 3 лет.
При рассмотрении дефицита кадров по каждой специальности лидирующие позиции в амбулаторно-поликлиническом звене занимают педиатры, стоматологи, акушеры-гинекологи, участковые терапевты, травматологи. В стационарах отмечается дефицит терапевтов, хирургов, гинекологов, педиатров, инфекционистов.