Стратегическими документами Томской области определены цели создания динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной экономики и повышения качества жизни.
Повышение качества жизни и безопасности населения Томской области являются условиями для реализации крупных инвестиционных проектов.
Приоритетной задачей социально-экономического развития Томской области, на решение которой направлена Программа, является обеспечение безопасности населения.
Разработка Программы вызвана рядом факторов.
1. Одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации и Томской области является безопасность дорожного движения.
Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Быстрый темп роста количества автомобильного транспорта за последние годы и массовое включение в дорожное движение новых водителей и перевозчиков привели к существенному изменению условий дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения, что оказывает влияние на рост аварийности.
Ежегодно в Томской области в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) погибают и получают ранения свыше 1 100 человек. На дорогах региона за последние 7 лет погибло 43 ребенка в возрасте до 16 лет, были травмированы 856 детей. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2006 - 2012 годы составил 1 038 человек.
Размер социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за указанный период оценивается миллиардами рублей (ущерб в результате гибели и ранения людей; ущерб в результате повреждения транспортных средств; ущерб в результате порчи груза; ущерб в результате повреждения дороги и дорожной инфраструктуры и пр.).
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.
В целом ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.
Целями государственной демографической политики, установленными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, являются снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация и создание условий для роста его численности, а также повышение качества жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности.
Одним из главных направлений демографической политики в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», обозначено снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.
Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, сокращения темпов роста количества дорожно-транспортных происшествий, а также снижение тяжести их последствий, числа пострадавших и погибших в них обозначены и в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р.
Снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения определено в числе задач, отраженных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».
Таким образом, задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития региона и Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе.
Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом подтверждена практикой реализации долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на территории Томской области в 2010 - 2013 годах», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 17.12.2009 № 203а «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на территории Томской области в 2010 - 2013 годах».
Несмотря на то, что реализация мероприятий долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на территории Томской области в 2010 - 2013 годах» в целом положительно сказалась на состоянии аварийности, движение на автомобильных дорогах региона остается небезопасным.
По статистике в 2012 году в Томской области зарегистрировано 952 дорожно-транспортных происшествия, в которых пострадали 1260 человек. Произошло 110 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, при этом 5 детей погибли и 108 были ранены. Количество дорожно- транспортных происшествий с материальным ущербом составило 30 142 (в 2011 году - 27 283).
В настоящее время ситуация аварийности характеризуется следующими параметрами:
свыше половины погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2012 году составили лица в возрасте 26 - 60 лет, из которых большая часть наиболее трудоспособного возраста (26 - 40 лет);
основными видами дорожно-транспортных происшествий продолжают оставаться происшествия с высокой тяжестью последствий, в частности: наезд на пешеходов (36,3 % от всех дорожно-транспортных происшествий), столкновение транспортных средств (37 %), опрокидывание (12,8 %);
в общей структуре аварийности наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств, при этом удельный вес таких дорожно-транспортных происшествий ежегодно возрастает (от 80,3 % общего количества дорожно-транспортных происшествий в 2006 году до 85,4 % в 2012 году). В таких дорожно-транспортных происшествиях погибает и получает ранения подавляющее большинство пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий (в 2012 году - 89,7 % от общего числа погибших и 88,5 % от общего числа раненых);
три четверти всех дорожно-транспортных происшествий по причине нарушения водителями транспортных средств Правил дорожного движения связаны с водителями легковых автомобилей, каждое двенадцатое дорожно-транспортное происшествие этой категории совершается водителями в состоянии опьянения;
сопутствующей причиной почти каждого седьмого дорожно-транспортного происшествия, гибели и ранения участника дорожного движения являются недостатки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети (в 2012 году из-за неудовлетворительного состояния улично-дорожной сети 22 человека погибли и 157 получили ранения);
около 60 % летальных исходов при совершении дорожно-транспортных происшествий приходится на догоспитальный период.
Кроме того, необходимо учитывать постоянно увеличивающееся число транспортных средств, состоящих на учете. Если в 2006 году в Томской области состояло на учете 236 964 единицы транспортных средств, то в 2011 году - 336 369 единиц (+42 %).
Расчет прогнозных показателей аварийности показывает, что при отказе от продолжения применения программно-целевого метода управления сферой обеспечения безопасности дорожного движения число погибших в дорожно-транспортных происшествиях к 2018 году значительно увеличится. При этом социальный риск может возрасти до 16,9 погибших на 100 тыс. населения, а транспортный риск - до 5,2 погибших на 10 тыс. транспортных средств.
2. Преступность, несмотря на принимаемые меры, приобретает характер реальной угрозы для безопасности жителей Томской области. Правоохранительным органам удается противодействовать этому процессу, однако усилия, предпринимаемые для решения данной проблемы, не в полной мере соответствуют экономическому, социальному, моральному и физическому урону, наносимому обществу и отдельно взятому человеку. Кроме того, высокий уровень преступности может отрицательно повлиять на инвестиционную привлекательность региона.