(Паспорт в редакции постановления Администрации Томской области от 30 декабря 2014 года № 552а, -
см. предыдущую редакцию)
Наименование подпрограммы 1 | Новые механизмы управления системой профессионального образования | |||||||
Заказчик подпрограммы 1 | Департамент среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области | |||||||
Соисполнители подпрограммы 1 | Департамент среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области; Департамент труда и занятости населения Томской области; профессиональные образовательные организации Томской области; Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Учебно-методический центр дополнительного профессионального образования»; Консорциум университетов и научных организаций г. Томска (по согласованию); ассоциации работодателей; Совет директоров профессиональных образовательных организаций Томской области; Департамент информационной политики и общественных связей Администрации Томской области (по согласованию); Министерство образования и науки Российской Федерации (по согласованию) | |||||||
Стратегические цели социально-экономического развития Российской Федерации | Стратегическая цель социально-экономического развития Российской Федерации - повышение доступности качественного начального и среднего профессионального образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Стратегические цели социально-экономического развития Томской области: благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей; инновационная и конкурентоспособная экономика. | |||||||
Цель подпрограммы 1 | Создание эффективных механизмов управления развитием потенциала взаимодействия образовательных организаций и бизнеса и его влияния на качество подготовки кадров | |||||||
Показатели цели подпрограммы 1 и их значения | Показатели | 2014 | 2015 год | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
1. Уровень удовлетворенности работодателей качеством подготовки кадров, % | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 60 | 62 | |
2. Отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования к средней заработной плате в Томской области, % | 80,0 | 85,0 | 90,0 | 95,0 | 100 | 100 | 100 | |
3. Количество образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию, ед. | - | 2 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | |
Задачи подпрограммы 1 Программы | 1. Внедрение практики прогнозирования потребностей региональной экономики в трудовых ресурсах. 2. Повышение эффективности управления на основе внедрения эффективных современных финансово-экономических механизмов, процедур мониторинга и оценки качества профессионального образования . 3. Формирование нормативно-правового обеспечения развития системы профессионального образования в условиях нового законодательства | |||||||
Показатели задачи подпрограммы 1 и их значения | Показатели | 2014 | 2015 год | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
1. Доля контрольных цифр приема по основным образовательным программам, размещенных | 0 | 0 | 50 | 75 | 100 | 100 | 100 | |
2. Доля лиц, прошедших обучение по сетевым образовательным программам, % | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 27 | 30 | |
3. Количество выпускников программ профессионального образования, успешно прошедших сертификационные процедуры, чел. | 0 | 10 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | |
4. Доля образовательных организаций, непосредственно участвующих в электронном мониторинге по всем его направлениям, % | 50 | 70 | 90 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
5. Доля образовательных организаций, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности посредством электронного мониторинга, % | 70 | 90 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
Сроки и этапы реализации мероприятий подпрограммы 1 | 2014 - 2020 годы 1-й этап - 2014 - 2015 годы; 2-й этап - 2016 - 2017 годы; 3-й этап - 2018 - 2020 годы. | |||||||
Перечень мероприятий подпрограммы 1 | Мероприятие 1.1. Разработка и внедрение конкурсных механизмов распределения контрольных цифр приема (КЦП) на основе оценки кадровых потребностей экономики региона и качества подготовки выпускников. Мероприятие 1.2. Формирование нормативно-правового и методического обеспечения развития сетевых форм взаимодействия в системе профессионального образования. Мероприятие 1.3. Разработка и внедрение новых механизмов стимулирования и мотивации руководящих и педагогических кадров. Мероприятие 1.4. Создание регионального сегмента независимой системы оценки качества профессионального образования. Мероприятие 1.5. Разработка и внедрение системы мониторинга состояния и развития системы профессионального образования. Мероприятие 1.6. Исследование и анализ деятельности организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования |
«Объемы | Источники | Всего | 2014 год | 2015 год (прог-ноз) | 2016 год (прог-ноз) | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 | ||
федеральный бюджет (по согласованию) | 1510,0 | 1210,0 | 200,0 | 100,0 | - | - | - | - | |||
областной бюджет (утверждено) | 200,0 | 200,0 | - | - | - | - | - | - | |||
областной бюджет (потребность) | 29314,0 | - | 4729,0 | 5029,0 | 5639,0 | 4919,0 | 4599,0 | 4399,0 | |||
местные бюджеты (по согласованию) | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
внебюджетные источники (по согласованию) | 3975,0 | 0,0 | 510,0 | 830,0 | 800,0 | 725,0 | 700,0 | 410,0 | |||
всего | 34999,0 | 1410,0 | 5439,0 | 5959,0 | 6439,0 | 5644,0 | 5299,0 | 4809,0 | |||
Объем и основные направления расходования средств | Основные направления расходования средств | Всего | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||
инвестиции | |||||||||||
НИОКР | |||||||||||
прочие (утверждено) | 200,0 | 200,0 | - | - | - | - | - | - | |||
прочие (потребность) | 34799,0 | 1210,0 | 5439,0 | 5959,0 | 6439,0 | 5644,0 | 5299,0 | 4809,0»; |
Организация управления подпрограммой 1 | Департамент среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области |
Характеристика мероприятий подпрограммы 1
Мероприятие 1.1. Разработка и внедрение конкурсных механизмов распределения контрольных цифр приема (КЦП) на основе оценки кадровых потребностей экономики региона и качества подготовки выпускников.
В настоящее время необходимо формирование системы профессионального образования Томской области, более адекватно реагирующей на потребности развивающейся инновационной экономики региона. Это означает изменение действующей системы формирования заказа на подготовку квалифицированных кадров - от системы сформированной и действующей, исходя из возможностей по подготовке кадров, к системе профессионального образования, работающей на потребности экономики в кадрах.
При этом одна из проблем, с которой сталкивается система профессионального образования, - это отсутствие прогноза потребностей экономики Томской области в кадрах как на среднесрочную, так и долгосрочную перспективу.
Планируется выстраивание таких механизмов взаимодействия различных структур, которые будут позволять получать сведения из разных источников, характеризующие потребности экономики в кадрах, сопоставлять и анализировать полученные данные. Наряду с внешними источниками данных о потребности экономики в кадрах планируется развивать систему мониторинга трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций, мониторинга и оценки возможностей системы профессионального образования Томской области по подготовке кадров, мониторинга эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций.
На основе полученных данных от отраслевых департаментов Томской области и других социальных партнеров о потребностях в кадрах, а также данных об эффективности деятельности системы профессионального образования по подготовке квалифицированных кадров будут отрабатываться способы оценки потребности экономики Томской области в кадрах.
Существующий принцип формирования заказа Томской области на квалифицированные кадры «снизу - вверх» будет изменен. В результате проведенной оценки потребности экономики в кадрах будут разрабатываться принципы по формированию заказа Томской области на квалифицированные кадры, которые соотносятся с принципами определения приоритетных, поддерживающих отраслей экономики, отраженных в Стратегии развития Томской области. Также будут учитываться необходимость обеспечения текущих потребностей экономики в кадрах, заказ работодателей системе профессионального образования под развивающиеся, инновационные производства.
Разработка и реализация механизмов конкурсного размещения заказа на кадры окончательно изменят систему формирования контрольных цифр приема по программам подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Размещение заказа на кадры через публичный конкурс обострит конкуренцию среди профессиональных образовательных организаций как за бюджетные средства, так и за контингент обучающихся.
На всех этапах работы, начиная от оценки потребности экономики в кадрах и заканчивая конкурсным размещением заказа на кадры, необходимо выстраивание партнерских взаимоотношений с различными структурами и участие общественности.
Мероприятие 1.2. Формирование нормативно-правового и методического обеспечения развития сетевых форм взаимодействия.
Повышение качества подготовки квалифицированных кадров, обеспечение реализации нового содержания образовательных программ продиктованы как внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, так и требованием развивающихся производств, экономики региона в целом. Ограниченность ресурсов системы профессионального образования Томской области диктует необходимость организации сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций по использованию современных дорогостоящих ресурсов: материально-технических, кадровых, методических. В рамках Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» возможны различные формы и способы организации сетевого взаимодействия, для обеспечения которого необходимо разработать нормативно-правовую базу на региональном уровне.
Стратегической целью организации сетевого взаимодействия региональной сети профессиональных образовательных организаций является достижение качества профессионального образования, соответствующего требованиям экономики, без дополнительных инвестиций, за счет повышения эффективности использования имеющихся образовательных ресурсов.
1. Первым в организации сетевого взаимодействия единиц сети является информационно-аналитический этап, в рамках которого оцениваются сетевой потенциал подсистемы подготовки кадров и актуальный уровень эффективности его использования.
2. Анализ ресурсной обеспеченности образовательных организаций НПО/СПО региона, подготавливающих кадры, проводится с целью выявления «точек» концентрации уникальных ресурсов различных типов, которые могут быть использованы другими профессиональными образовательными организациями региона.
В составляемый перечень (каталог) должны быть внесены уникальные образовательные ресурсы профессиональных образовательных организаций, которые отсутствуют в большинстве других единиц сети и без применения которых в процессе овладения рабочей профессией и специальностью невозможно достичь качества профессионального образования, востребованного региональными рынками труда (в том числе в среднесрочной перспективе). То, чем оснащены большинство образовательных организаций региона, не имеет перспектив для использования в качестве сетевого ресурса.
3. Проведение оптимизации региональной сети профессиональных образовательных организаций для организации образовательных ресурсов на рациональных основаниях.
4. Проведение инвентаризации образовательных ресурсов и кадровой обеспеченности деятельности в сети.
Имея каталог образовательных ресурсов сетевого статуса, необходимо провести экспертную оценку эффективности их использования, и обеспечить их совместное использование в сегменте сети профессиональных образовательных организаций.
Для развития сетевого взаимодействия планируется разработка нормативно-правовых актов, регулирующих на уровне региона взаимоотношения профессиональных образовательных организаций: организационные, финансово-экономические.