(Паспорт в редакции постановления Администрации Томской области от 30 декабря 2014 года № 552а, -
см. предыдущую редакцию)
Наименование подпрограммы | Кадровая политика системы профессионального образования региона | |||||||
Заказчик подпрограммы | Департамент профессионального образования Томской области | |||||||
Соисполнители подпрограммы | Департамент профессионального образования Томской области; профессиональные образовательные организации Томской области; Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Учебно-методический центр дополнительного профессионального образования»; ассоциации работодателей (по согласованию); учреждения дополнительного образования Томской области | |||||||
Стратегические цели социально-экономического развития Российской Федерации | Стратегическая цель социально-экономического развития Российской Федерации - повышение доступности качественного начального и среднего профессионального образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Стратегические цели социально-экономического развития Томской области: благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей; инновационная и конкурентоспособная экономика | |||||||
Цель подпрограммы 3 | Развитие кадрового потенциала региональной системы профессионального образования | |||||||
Показатели подпрограммы 3 | Показатели | 2014 год | 2015 | 2016 | 2017 год | 2018 | 2019 | 2020 |
Доля педагогических | 0 | 5 | 10 | 15 | 17 | 20 | 23 | |
Задачи подпрограммы 3 | 1. Разработка новых механизмов формирования кадрового потенциала региональной системы профессионального образования. 2. Создание условий для реализации сетевых программ повышения квалификации и стажировок на базе центров коллективного пользования с наукоемким оборудованием, ведущих предприятий и организаций бизнеса, в том числе инновационных. 3. Создание условий для выявления, тиражирования лучших педагогических практик, моделей и технологий системы профессионального образования и вывода их на российский образовательный рынок | |||||||
Показатели подпрограммы 3 | Показатели | 2014 год | 2015 | 2016 | 2017 год | 2018 | 2019 | 2020 |
1. Доля педагогических работников, прошедших аттестацию на первую и высшую квалификационные категории | 0 | 15 | 16,5 | 18 | 20 | 20 | 22 | |
2. Доля ведущих специалистов отраслевых организаций, введенных | 4,2 | 5,3 | 6,4 | 8,0 | 10 | 12 | 15 | |
3. Доля молодых педагогов, вовлеченных | 0 | 19 | 21 | 23 | 25 | 30 | 35 | |
4. Количество публикаций педагогического опыта в СМИ, | 0 | 40 | 42 | 44 | 46 | 50 | 55 | |
5. Количество изданных рецензированных учебников, учебных | 0 | 5 | 7 | 9 | 10 | 12 | 15 | |
6. Количество рецензированных электронных образовательных ресурсов, прошедших конкурсный отбор | 0 | 25 | 28 | 31 | 34 | 37 | 40 | |
7. Издание регионального статистического сборника по развитию системы профессио-нального образования | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Сроки и этапы реализации мероприятий подпрограммы 3 | 2014 - 2020 годы 1-й этап - 2014 - 2015 годы; 2-й этап - 2016 - 2017 годы; 3-й этап - 2018 - 2020 годы. | |||||||
Перечень мероприятий подпрограммы 3 | Мероприятие 3.1. Модернизация системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров системы профессионального образования. Мероприятие 3.2. Привлечение ведущих специалистов отраслевых организаций к образовательному процессу, обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров для приоритетных отраслей экономики. Мероприятие 3.3. Расширение практики поддержки молодых педагогов, обеспечивающих подготовку кадров для приоритетных отраслей экономики. Мероприятие 3.4. Формирование кадрового потенциала системы профессионального образования. Мероприятие 3.5. Анализ и тиражирование новых образовательных продуктов, технологий, моделей, методик на территории региона и вывод их на российский образовательный рынок |
« | Объемы | Источники | Всего | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 год | 2018 | 2019 | 2020 | |
федераль-ный бюджет | 5578,0 | 2578,0 | 500,0 | 500,0 | 500,0 | 500,0 | 500,0 | 500,0 | |||
областной бюджет (потреб-ность) | 58399,0 | - | 8324,0 | 8394,0 | 9844,0 | 10699,0 | 10394,0 | 10744,0 | |||
местные бюджеты | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
внебюджет-ные источники | 5520,0 | 3700,0 | 280,0 | 280,0 | 330,0 | 300,0 | 300,0 | 330,0 | |||
всего по источникам | 69497,0 | 6278,0 | 9104,0 | 9174,0 | 10674,0 | 11499,0 | 11194,0 | 11574,0 | |||
Объем | Основные направления расходова-ния средств | Всего | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 год | 2018 | 2019 | 2020 | ||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
НИОКР | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
прочие (утверждено) | 2578,0 | 2578,0 | |||||||||
прочие (потребность) | 66919,0 | 3700,0 | 9104,0 | 9174,0 | 10674,0 | 11499,0 | 11194,0 | 11574,0»; | » |
Организация управления подпрограммой 3 | Департамент среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области |
Характеристика основных мероприятий подпрограммы 3
Проблемная ситуация необходимости разработки и реализации данной подпрограммы обусловлена характером работы с педагогическими кадрами в закрытом образовательном пространстве. Это означает, что формирование кадрового потенциала происходит по административно-нормативному принципу:
характер и содержание работы с педагогическими кадрами определяются внедрением государственного заказа;
не учитывается содержание социокультурных и образовательных инициатив промышленных предприятий и образовательных организаций;
не принимаются во внимание тип, наполнение компетентностных характеристик педагогических и управленческих кадров, актуальных на данный момент.
Существующие способы и содержание деятельности формирования кадрового потенциала не отличаются мобильностью, профессиональной адекватностью и поэтому требуют переосмысления, которое тем более необходимо, что в регионе фиксируются прецеденты («инновационный ландшафт школ», «исследовательские университеты», «бизнес-инкубаторы» и т. п.), доказывающие факт существования открытого образовательного пространства (далее - ООП).
ООП предполагает в качестве ценностных ориентиров формирование, развитие личностных инициатив, появление и проявление субъектов образования. Эти процессы активно осуществляются в общем и высшем образовании и практически отсутствуют в системе НПО и СПО. Развивающие возможности обозначенных процессов не используются при формировании кадрового потенциала. Это объясняется дефицитом профессионального компетентностного ресурса специалистов, занимающихся формированием кадрового потенциала региона. В условиях открытого образовательного пространства это означает дефицит проектно-исследовательских компетенций сотрудников и практическое отсутствие культуры предпринимательской деятельности у педагогических и руководящих работников системы СПО/НПО.
Противоречие заключается в несоответствии существующей системы подготовки педагогов для системы профессионального образования современным вызовам времени, в отсутствии механизмов развития кадрового потенциала региональной системы профессионального образования.
Одним из основных приоритетных направлений государственной региональной политики в сфере профобразования является развитие кадрового потенциала региональной системы профессионального образования.
Реализация данного направления предполагает ориентацию на механизмы различной направленности:
образовательные, выполняющие функции поддержки, развития образовательных субъектов сетевого взаимодействия (семинар-проблематизация, проектные семинары, педагогические мастерские; проблемно-тематические конференции, форумы и т. п.);
управленческие, направленные на формирование мотивации развития педагогических и руководящих работников ПОО СПО/НПО (эффективный контракт, новая система аттестации, открытый конкурс образовательных программ и т. п.).
Для реализации данного направления в рамках подпрограммы запланированы следующие мероприятия:
Мероприятие 3.1. Модернизация системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок руководящих и педагогических кадров системы профессионального образования.
Проведение исследования по выявлению дефицита и заказа педагогов, мастеров и управленческих кадров к содержанию программ повышения квалификации, переподготовки и стажировок.
Проведение семинаров по разработке сетевых образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок.
Организация и проведение ежегодного конкурса по разработке и реализации сетевых программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации.
Подготовка нормативно-правовой базы для реализации сетевого взаимодействия с организациями на подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировок по сетевым образовательным программам.
Проведение анализа результатов апробации новых моделей повышения квалификации, стажировку педагогических и управленческих кадров и оценки эффективности реализации сетевых образовательных программ.