(с изменениями на 12 ноября 2015 года)
________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Губернатора Томской области от 12 ноября 2015 года № 326-р
распоряжением Губернатора Томской области от 19 февраля 2015 года № 40-р
распоряжением Губернатора Томской области от 02 июля 2014 года № 167-р
распоряжением Губернатора Томской области от 12 марта 2014 года № 61-р
_______________________________________________________________
1. C целью формирования и развития контрактной системы Томской области, отвечающей требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающего в силу с 01.01.2014, одобрить Концепцию перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Томской области согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Томской области - начальника Департамента финансов Томской области.
И.о. Губернатора Томской области
А.М.Феденёв
Концепция
перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
в Томской области
1. Концепция перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Томской области (далее - Концепция) разработана с целью формирования и развития контрактной системы Томской области, отвечающей требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
2. Контрактная система Томской области должна стать комплексным механизмом, определяющим приоритетные направления развития контрактной системы Томской области и регулирующим отношения участников контрактной системы, связанные с планированием закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупки), определением поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключением и исполнением государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров (далее - контракты), мониторингом закупок, аудитом и контролем в сфере закупок.
3. Все термины, используемые в настоящей Концепции, применяются в значении, определенном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если из положений Концепции не следует иное.
4. Приоритетные направления развития контрактной системы в Томской области:
1) планирование закупок;
2) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) исполнение контрактов;
4) мониторинг закупок;
5) контроль и аудит в сфере закупок.
5. В марте 2013 года был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Закон о контрактной системе. Закон о контрактной системе подписан Президентом Российской Федерации 5 апреля 2013 года и вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу согласно статье 114 Закона о контрактной системе. В полном объеме Закон о контрактной системе должен вступить в силу с 1 января 2017 года.
Закон о контрактной системе принципиально меняет подходы к осуществлению государственных и муниципальных закупок и предусматривает регулирование полного цикла закупок, включая планирование закупок, осуществление закупочных процедур, а также последующее исполнение контрактов, содержательный аудит полученных по ним результатов, контроль в сфере закупок и осуществление постоянного мониторинга закупок (часть 1 статьи 1, пункт 1 статьи 3 Закона о контрактной системе).
Законом о контрактной системе предоставлено право субъектам Российской Федерации принимать активное участие в формировании региональных контрактных систем, начиная от возможности издания правовых актов в сфере закупок, определения оптимальной схемы централизации закупок для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, создания и развития региональной информационной системы в сфере закупок, заканчивая проведением мониторинга закупок, а также осуществлением контроля и аудита в сфере закупок.
Учитывая существующие проблемы, заключающиеся в отсутствии четкой и структурированной системы планирования закупок, что во многих случаях приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, в настоящее время необходимо сформировать контрактную систему в Томской области, соответствующую требованиям Закона о контрактной системе, учитывающую значительный положительный опыт Томской области в управлении закупками, в том числе централизации закупок.
Ожидаемый результат перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Томской области - сформировавшаяся контрактная система Томской области, обеспечивающая эффективное расходование бюджетных средств.
Процесс планирования закупок
6. В настоящее время:
1) система планирования потребности на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Томской области основана на формировании ведомственных и сводного перечней государственных нужд, планов-графиков размещения заказов;
2) наряду с текущим планированием, предусмотренным частью 5.1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), в соответствии с постановлением Губернатора Томской области от 30.06.2007 № 80 «Об утверждении Порядка определения потребности на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Томской области на очередной финансовый год и плановый период» предусмотрено среднесрочное планирование сроком не менее трех лет (на очередной финансовый год и двухлетний плановый период).
7. Нововведения в соответствии с Законом о контрактной системе:
1) планирование закупок должно сопровождаться их обоснованием (статья 18 Закона о контрактной системе). Обоснование закупки заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 Закона о контрактной системе. Таким образом, меняются акценты в целеполагании закупок. Вместо стремления действующего Закона о размещении заказов к низкой цене контракта ставится задача обоснования необходимости самой закупки, а также последующего отчета заказчика о том, были ли по результатам закупки достигнуты первоначально поставленные цели;
2) при планировании закупок должны учитываться требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов (статья 19 Закона о контрактной системе). Данная мера необходима для исключения закупок, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши. Кроме того, при расчете параметров закупок на будущий период необходимо учитывать результаты исполнения ранее заключенных контрактов, в том числе в части исполнения поставщиками, подрядчиками, исполнителями своих гарантийных и иных дополнительных обязательств, с целью исключения повторного расходования бюджетных средств на закупку товаров, работ, услуг, которые были приобретены и оплачены ранее;
3) отдельные закупки подлежат обязательному общественному обсуждению (статья 20 Закона о контрактной системе). Случаи обязательного общественного обсуждения закупок устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные случаи обязательного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.
8. Задача - построить эффективную систему планирования закупок, при которой объем государственных (муниципальных) нужд будет определяться исходя из мероприятий программ, иных документов, определяющих задачи деятельности органов государственной власти.
9. Меры по реализации поставленной задачи:
1) на основании статьи 17, статьи 21 Закона о контрактной системе необходимо разработать и принять правовые акты Томской области, устанавливающие порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Томской области. Данный порядок должен предусматривать, в том числе, механизм обоснования потребности в конкретных закупках;
2) на основании частей 4 и 5 статьи 19 Закона о контрактной системе необходимо разработать и принять правовой акт Томской области, устанавливающий правила нормирования в сфере закупок для обеспечения нужд Томской области, а также соответствующие правовые акты в сфере нормирования, устанавливающие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков;
3) подготовить предложения и при необходимости на основании части 2 статьи 20 Закона о контрактной системе разработать и принять соответствующий правовой акт Томской области, устанавливающий дополнительные случаи обязательного обсуждения закупок для обеспечения нужд Томской области;
4) обеспечить методологическое сопровождение закупочной деятельности заказчиков Томской области, помогающее им выполнять требования Закона о контрактной системе в части планирования и обоснования закупок, в том числе в части определения и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов;
5) предусмотреть при организации мониторинга закупок Томской области показатели оценки эффективности стадии планирования, которые будут стимулировать заказчиков осуществлять планирование:
с указанием конкретных значений показателей результативности, которые планируется достичь в результате осуществления закупки;
с включением в обоснование закупки сведений об учете результатов исполнения ранее заключенных контрактов при расчете параметров текущей закупки либо указания на отсутствие ранее заключенных контрактов, которые связаны с текущей закупкой.
Процесс определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
10. В настоящее время в Томской области существует частичная централизация закупок. Департамент государственного заказа Томской области выступает в качестве уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Томской области и нужд бюджетных учреждений Томской области при проведении торгов (открытый конкурс, открытый аукцион в электронной форме), за исключением права подписания государственного контракта. При этом заказчики размещают заказ самостоятельно исключительно запросом котировок, у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика, путем проведения закрытых торгов.
11. Нововведения в соответствии с Законом о контрактной системе:
1) существенно ограничивается возможность применения упрощенных способов закупки (запрос котировок, запрос предложений, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Проведение конкурсов и аукционов становится обязательным даже для заказчиков с небольшим бюджетом.
Заказчики вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год (статья 72 Закона о контрактной системе).
Определять поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений заказчики вправе только в случаях, прямо предусмотренных частью 2 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) ограничены. В частности, при закупках на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на сумму, не превышающую сто тысяч рублей, совокупный годовой объем закупок не должен превышать пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и должен составлять не более чем пятьдесят миллионов рублей в год.
Сводятся к минимуму случаи заключения контрактов по результатам несостоявшихся процедур закупок;
2) изменяются правила проведения торгов: появляются новые процедуры, такие как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс; меняются критерии оценки заявок на участие в конкурсе; повышаются требования к участникам закупок и к составу заявки на участие в закупке; вводятся новые правила расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта; появляются антидемпинговые механизмы и т. д.;
3) расширяются возможности по централизации и оптимизации закупок. Так, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации по решению высшего органа исполнительной власти может исполнять полномочия не только по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 1 статьи 26 Закона о контрактной системе), но и полномочия по планированию закупок, исполнению контрактов, в том числе по обеспечению приемки и оплаты по контрактам (часть 3 статьи 26 Закона о контрактной системе). Устанавливается возможность централизовать закупки муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 26 Закона о контрактной системе), а также закупки, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет межбюджетных трансфертов (часть 7 статьи 26 Закона о контрактной системе). Появляется схема ведомственной централизации закупок.
12. Задача - создать централизованную контрактную систему, которая будет охватывать процесс государственных закупок Томской области на всех этапах.
13. Меры по реализации поставленной задачи:
1) разработать и принять соответствующие правовые акты, устанавливающие оптимальную для Томской области схему централизации закупок;
2) подготовить предложения по оптимизации процесса определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе через проведение совместных торгов;
3) рассмотреть вопрос целесообразности определения дополнительного перечня или случаев закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Томской области, осуществляемых путем проведения открытого аукциона в электронной форме;
4) предусмотреть при организации мониторинга закупок Томской области показатели оценки эффективности стадии определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Процесс исполнения контрактов
14. В настоящее время:
1) заказчикам рекомендовано использовать разработанные Департаментом государственного заказа Томской области формы контрактов;
2) осуществляется сбор сведений о контрактах в целях формирования установленной отчетности.
15. Нововведения в соответствии с Законом о контрактной системе:
1) изменились подходы к условиям исполнения и расторжения контрактов: появилась возможность устанавливать в контракте обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) привлекать субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей с целью предоставления преимуществ таким организациям (статья 30 Закона о контрактной системе); установлена обязанность заказчиков в обязательном порядке взыскивать неустойку (штраф, пени) в случае неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту (часть 6 статьи 34 Закона о контрактной системе); появилась обязанность включать в контракт условие о банковском сопровождении контрактов (статья 35 Закона о контрактной системе); установлена обязанность заключать контракты жизненного цикла в случаях установленных Правительством Российской Федерации; при приемке результатов по контракту в обязательном порядке должна производиться экспертиза (часть 3 статьи 94 Закона о контрактной системе); ужесточены требования к банковским гарантиям, которые могут приниматься в целях обеспечения исполнения контракта (статья 45 Закона о контрактной системе); появилась возможность в одностороннем порядке отказаться от исполнения контрактов (часть 8 статьи 95 Закона о контрактной системе) и т. д.;
2) предусмотрено создание «библиотеки» типовых контрактов. При этом до утверждения федеральными органами исполнительной власти соответствующих типовых контрактов могут разрабатываться типовые контракты, типовые условия контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 112 Закона о контрактной системе);