Действующий

О Стратегии развития социальной сферы Томской области до 2022 года


9. Отраслевой разрез

9.1. Образование
Характеристика и проблемы отрасли


Развитие отрасли направлено на достижение задачи развития Томской области «Повысить качество образования и содействовать раскрытию творческого потенциала населения» в рамках среднесрочной цели «Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей», указанной в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года).

Особенностями системы образования в Томской области являются: развитый научно-образовательный комплекс; высокий престиж образования среди населения Томской области; требования инновационного развития; наличие Центра образования, исследований и разработок ИНОТомск'2020.

Охват детей в возрасте от 1 до 7 лет дошкольным образованием в 2012 году составил 64,7%, что выше среднего по Российской Федерации (62%). По этому показателю область занимает третье место в СФО.

В целях повышения обеспеченности населения области местами в дошкольных образовательных организациях в области реализуется проект государственно-частного партнёрства «Детские сады Томской области». Проект предусматривает строительство и ввод в эксплуатацию пятнадцати зданий дошкольных образовательных организаций на общее количество 2 550 мест в течение 2014-2015 годов, а оплату расходов - в течение пяти лет после введения в эксплуатацию - в срок до 2020 года. Совокупный объем инвестиций составит  2,7 млрд. рублей и включает расходы на проектирование, строительно-монтажные и отделочные работы, технологическое присоединение, оснащение оборудованием, а также проценты за рассрочку платежа.

Также в области реализуется пилотный проект по стимулированию частного бизнеса к организации групп по присмотру и уходу за детьми в возрасте от 1,5 до 5,5 лет. Данной услугой обхвачено более 1,6 тыс. детей.

Региональная система общего образования Томской области представлена различными типами образовательных организаций: государственные, муниципальные и частные общеобразовательные организации, в том числе организации, реализующие программы различной направленности и профиля.

Общее образование получают около 105 тысяч обучающихся общеобразовательных организаций (33% из них проживают в сельской местности).

Особенностью системы общего образования области является наличие значительного количества малокомплектных сельских школ. Для обеспечения доступности образовательного процесса организован подвоз более 5,5 тысяч обучающихся из отдаленных населенных пунктов в базовые школы (более 5% от общей численности обучающихся). Для организации подвоза задействовано 176 единиц автотранспортной техники, из них 10 -  привлеченные автобусы.

В системе общего образования создаются условия для реализации модели открытого образовательного пространства:

многообразие форм сетевого взаимодействия образовательных организаций и социального партнёрства внутри системы образования;

развитие системы инклюзивного образования;

поддержка развития негосударственного сектора, предоставляющего услуги общего образования;

реализация различных моделей дистанционного обучения;

развитие системы взаимодействия вузов и общеобразовательных организаций с целью использования их потенциала для повышения качества образования;

внедрение технологий электронного документооборота;

развитие региональной системы оценки качества образования.

Уровень оплаты труда учителей Томской области находится на достаточно высоком месте в рейтинге по СФО. По этому параметру по данным за 2012 год область находится на втором месте в СФО.

Проблемы:

1. Сохраняется проблема недостаточной обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях. Общая очередь на устройство в дошкольные образовательные организации - 28,4 тыс. детей.

2. Недостаточно развит негосударственный сектор. Данные организации сосредоточены в г. Томске, в них обучается не более 0,5% школьников области и 0,7% дошкольников. Обеспечению условий для притока в систему дошкольного и общего образования частных образовательных организаций препятствует отсутствие комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования.

3. Существует значительная дифференциация результатов обучения по отдельным муниципальным образованиям и образовательным организациям.

4. По доле государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии Томская область в 2012 году находилась на восьмом месте в рейтинге по СФО.

5. На протяжении следующего десятилетия области придется столкнуться со следующими вызовами, обусловленными демографическими факторами:

1) за счет увеличения рождаемости прирост детского населения возрастной категории от 3 до 7 лет в 2013-2015 годах составит около 4 тыс. человек;

2) в более чем 50% муниципальных образований тенденция к снижению числа детей школьного возраста сменится на противоположную. Наиболее сложная ситуация возникнет в Томске, где за 10 лет число учащихся возрастет более чем на 50%;

3) начнется процесс «смены поколений» в школах. Ускорится замена поколения учителей, начавших трудовую деятельность еще в советское время.

В соответствии с прогнозом к 2022 году по отдельным территориям более трети учителей могут покинуть систему общего образования. Дефицит кадров будет усиливаться в связи с расширением бюджетной сети.

Ситуация в сфере профессионального образования характеризуется следующими особенностями.