Недействующий

Об утверждении ведомственной целевой программы «Организация предоставления дополнительного образования детям в учреждениях физкультурно-спортивной направленности» на 2014-2016 годы (с изменениями на 30 декабря 2014 года)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Во второй половине 2013 года в целях оптимизации сети муниципальных учреждений была проведена реорганизация части учреждений спортивной направленности: присоединение МБОУ ДОД ДЮСШ «Строитель» к ДЮСШ № 15, ДЮСШ №№ 8 и 14 к МАОУ ДОД ДЮСШ ВК УСЦ имени В.А. Шевелева, МБОУ ДОД ДЮСШ № 5 к МБОУ ДОД ДЮСШ № 13. На данный момент управление физической культуры и спорта администрации Города Томска осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении 17 образовательных учреждений осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, из которых: 9 муниципальных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности и 8 муниципальных автономных образовательных учреждения дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности. Из них:

- 4 СДЮСШОР (№№ 1, 3, 6 им. В.И. Расторгуева, 16), в числе которых 2 автономных - СДЮСШОР №№ 3, 16;

-13 ДЮСШ (№№ 2, 4, 7, зимних видов спорта, 15, 17, «Светленская», единоборств, бокса, «Победа», ТВС, «Кедр», УСЦ водных видов спорта им. В.А. Шевелева), в числе которых 6 автономных - ДЮСШ №№ 2, 17, единоборств, ДЮСШ «Кедр», ДЮСШ УСЦ водных видов спорта им. В.А. Шевелева, ДЮСШ «Победа».

Численность занимающихся в учреждениях составляет 10290 человек, из которых на спортивно-оздоровительном этапе обучаются 2158 человек, на этапе начальной подготовки - 5537 человек, на учебно-тренировочном этапе - 2454 человек, на этапе совершенствования спортивного мастерства- 122 человека и на этапе высшего спортивного мастерства - 19 человек.

Из числа занимающихся спортсменов - разрядников 2784 человек. За 2013 год подготовлено 49 кандидатов в мастера спорта, Мастеров спорта России - 13 человек.

Образовательный процесс в спортивных школах организуют 424 педагогических работника. Из числа штатных тренеров-преподавателей имеют высшую квалификационную категорию 75 человек, первую 55 человек, вторую 22 человека, звание заслуженный тренер России 10 человек, а так же 8 молодых специалистов.

Кроме того, дополнительное образование детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков.

Вместе с тем, социально-экономическое развитие общества, модернизация российского образования требуют серьезных преобразований существующей системы путем повышения доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствования их социально-адаптирующих функций.

Сравнительный анализ качественного состава обучающихся в группах спортивной подготовки по видам спорта показывает, что в последние годы в спортивных школах наблюдается рост количества занимающихся из числа детей младшего школьного возраста. Происходит перераспределение количества обучающихся в сторону неолимпийских видов спорта. В результате чего уменьшается количество разрядников, членов сборных команд по видам спорта, особенно по олимпийским видам спорта. Сокращается количество занимающихся подростков старшего возраста, требующих особого внимания.

Необходимо изменение содержания дополнительного образования детей с учетом современных требований и инновационных процессов, совершенствование социально-адаптирующих функций дополнительного образования детей.

В настоящее время более половины тренеров-преподавателей используют модифицированные образовательные программы, которые зачастую более слабые по сравнению с типовой программой. Отсутствует информационная, методическая и организационная поддержка, обеспечивающая обучающихся и тренеров-преподавателей учебно-методическими пособиями по различным видам спорта. Крайне ограниченно используются современные информационные технологии по причине отсутствия компьютерного оборудования.

Дополнительное образование детей наиболее приближено к запросам населения, призвано гибко реагировать на новые образовательные потребности, что требует от руководителей учреждений новых знаний в области менеджмента. Однако в настоящее время доля руководителей в учреждениях физкультурно-спортивной направленности, имеющих соответствующее (управленческое) образование, равна 0.

Таким образом, проблема имеет системный характер и характеризуется:

- противоречивой законодательной базой в области физической культуры и спорта;

- отсутствием систематизации и доступности программ дополнительного образования детей нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий;

- дефицитом высокопрофессиональных кадров педагогов и менеджеров системы дополнительного образования детей;

- наличием крайне слабой материально-технической базы.

Программа направлена на повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей, совершенствование их социально-адаптирующих функций; обеспечение коренного обновления содержания, модернизацию материально-технической базы, закрепление тренерско-преподавательских кадров в системе дополнительного образования детей.