Для устойчивого развития Города Томска, повышения качества городской среды требуется комплекс работ, направленных на рациональное территориальное планирование, землеустройство и землепользование.
Полноценное пространственное развитие города сегодня возможно только в рамках правового градорегулирования при наличии необходимых документов территориального планирования (Генерального плана), градостроительного зонирования (Правил землепользования и застройки - далее ПЗЗ), документации по планировке территории (проектов планировки, межевания и ГПЗК), актуальной картографической информации (Дежурного топографического плана). Все вышеназванные документы требуют либо постоянного мониторинга и внесения изменений в них, либо создание новых, актуализированных версий.
Генеральный план Города Томска утвержден решением Думы Города Томска от 27.11.2007 № 687 и рассчитан на период до 2025 года. Разработка Генерального плана Города Томска велась на протяжении 4,5 лет (2003 по 2007 г.г.). Задержка в разработке Генплана была вызвана объективными причинами - увеличение объемов работ и сроков произошло в связи с принятием нового Градостроительного Кодекса РФ, а также присоединением дополнительных территорий и изменением городской черты. Генеральный план Города Томска разработан в соответствии со сложившейся экономической ситуацией, а также согласованной на тот период департаментом экономики администрации г.Томска расчетной численностью населения к 2025 году - 496-500 тыс.человек, и не предусматривал рост населения до 2025 года. Хотя по состоянию на 1 января 2013 года численность населения муниципального образования "Город Томск" составляет 569,46 тыс. человек.
Сегодня, социально-экономическая ситуация требует нового подхода при разработке градостроительной документации - необходимо обеспечивать разработку такой документации, в реализации которой будут одновременно заинтересованы как общество в целом, так и представители бизнеса на территории. Это означает, что решения градостроительной документации должны быть экономически эффективны как с коммерческой, так и с бюджетной точки зрения. Необходима оценка будущего экономического эффекта от принимаемых градостроительных решений.
Кроме того, на сегодняшний день возник ряд объективных факторов, требующих корректировки Генерального плана Города Томска. Вот несколько из них:
- Прогнозное уменьшение численности населения не оправдалось. На сегодняшний день в Томске уже насчитывается 569 тысяч человек.
- Увеличение населения влечет за собой проблему обеспечения города новыми территориями для многоэтажного и малоэтажного жилищного строительства.
- Утверждение проекта зон охраны объектов культурного наследия г.Томска. Необходимо внести изменения в Генеральный план Города Томска и Правила землепользования и застройки с установлением регламентов и параметров возможного использования территорий.
- Необходимо выполнение работ по внесению сведений о границах территориальных зон в государственный кадастр недвижимости в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
- В соответствии с изменениями Градостроительного кодекса РФ установлена необходимость определения и кадастрирования границ существующих и планируемых населенных мест, входящих в муниципальное образование.
- Определены новые требования к материалам генплана. В частности, обязателен показ мест размещения планируемых объектов здравоохранения, спорта и культуры местного, регионального и федерального значения.
- Необходимо формирование единой транспортной структуры Города Томска и Томской агломерации - обеспечение наиболее оптимальных связей территории Томского района с основными городскими территориями, в том числе с площадками ТВЗ, с аэропортом в обход от центральных городских дорог.
- Требует корректировки городская черта. Сегодня она сложная, с внедрением в тело города других муниципальных образований.
- Кроме того, важным фактором становится появление статуса Томска как «Инногорода», который требует повышения инвестиционной привлекательности территории муниципального образования «Город Томск», формирования и продвижения ярко выраженного имиджа города.
Все вышеперечисленные факторы говорят о необходимости подготовки нового документа территориального планирования - Генерального плана Города Томска - отвечающего сегодняшним условиям экономического развития.
В области градостроительного зонирования, безусловно, остается проблема совершенствования Правил землепользования и застройки, как с точки зрения уточнения видов и границ территориальных зон, так и с точки зрения повышения точности градостроительных регламентов и параметров разрешенного строительства. Важнейшей задачей в этой области, по-прежнему, остается работа по кадастровому учету территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий. Наличие сбалансированных ПЗЗ в части установления параметров строительства в разных частях города (территориальных зонах) является важным инструментом в недопущении уплотняющей застройки и в повышении комфортности и выразительности городской среды.
Для обеспечения градостроительной деятельности особенно важно увеличить объем документации по планировке территории. Их недостаточность вносит в область градостроительного планирования и землеустройства нерациональность и даже определенную хаотичность, особенно при межевании земельных участков на периферийных территориях. Проекты планировки и межевания позволяют выявить существующие и планируемые территории общего пользования обеспечить рациональное межевание на застроенных территориях и определить более точные границы и параметры земельных участков для нового строительства. По сути, наличие этих материалов является необходимым условием при подготовке и реализации инвестиционных проектов и оказывает непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность территорий города.
Документация по планировке территории вместе с данными инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий дает возможность повысить качество и результативность землеустроительной деятельности, что в свою очередь непосредственно влияет на экономику города и его бюджетную политику.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Роль земельных платежей (налоговых и неналоговых) при формировании доходов бюджета муниципального образования «Город Томск» достаточно велика. Земельный налог в общем объеме налоговых поступлений составляет 10%. Арендная плата в общем объеме неналоговых поступлений составляет 50%. Налог на землю является основным элементом в системе налогообложения земли. В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является одним из двух видов налогов, 100% поступлений от которого направляются в местный бюджет. Данное обстоятельство делает указанный налог в настоящее время основой налоговой составляющей доходных статей местных бюджетов.
Также бюджет муниципального образования «Город Томск» недополучает налоговые доходы от использования земельных участков под многоквартирными жилыми домами. В соответствии с п.4 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса», муниципальные образования осуществляют организацию и финансирование мероприятий по выполнению в отношении таких земельных участков работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения. Такая работа ведется департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска с 2008 года. За истекший период сформировано более 1000 земельных участков под многоквартирными жилыми домами. В настоящее время на территории города ни один земельный участок занятый многоквартирным домом не облагается земельным налогом. Вместе с тем, предполагается внедрение механизма единого налогообложения на весь имущественно земельный комплекс, принадлежащий собственнику квартиры в многоквартирном доме. Всего на территории городского округа насчитывается 5 604 многоквартирных жилых домов. Проведение кадастровых работ в отношении земельных участков занятых многоквартирными домами позволит увеличить доходы бюджета муниципального образования «Город Томск» ориентировочно на 68 000,00 тыс. руб.
К неналоговым доходам местного бюджета относится арендная плата за землю. При передаче в аренду муниципального имущества, в том числе земельных участков, подлежат зачислению в местный бюджет доходы от арендной платы по нормативу 100%. Доходы от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, поступают в бюджет городского округа по нормативу 80%.
Кроме того, зачислению в местный бюджет подлежат доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена по нормативу 80%. Доходы от продажи земельных участков находящихся в муниципальной собственности подлежат зачислению в бюджет муниципального образования «Город Томск» по нормативу 100%.
С 01.01.2008 года на территории городского округа прекращена процедура предварительного согласования земельных участков для строительства. Все предоставление для указанных целей осуществляется с торгов. За истекший период наблюдается положительная динамика в количестве земельных участков, предоставленных с торгов (2008 - 32 , 2009 - 50 , 2010 - 62 , 2011-126 , 2012-97 ).
Поступления в бюджет муниципального образования «Город Томск» от продажи земельных участков увеличиваются кратно: в 2009 году по отношению к 2008 - в 1,89 раза, в 2010 по отношению к 2009 - в 2,27 раза. В 2010 году доходы бюджета муниципального образования «Город Томск» составили 192 млн. рублей, а в 2011 году 320 млн. рублей, в 2012 году- 401 млн. рублей. Доходы от продажи земельных участков за 2012 год выросли в 2,08 раза по сравнению с 2010 годом и в 1,25 раза, по сравнению с 2011 годом.
Следует отметить, что положительная динамика показателей (количества земельных участков и площади) проданных земельных участков наблюдается во всех видах строительства: многоэтажного жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства, а также объектов с нежилой функцией.
При наличии проектов планировки и межевания на территорию, в границах которой предполагается формирование земельного участка к торгам предпродажную подготовку в значительной степени упрощает и делает более точную его рыночную оценку, что еще раз подчеркивает важность для экономики города документации по планировке территории.
Таким образом, решение комплекса задач по обеспечению градостроительной и землеустроительной деятельности дает возможность в значительной степени повлиять на экономику города, повысить доходную часть бюджета, как опосредованно - за счет создания градостроительных условий для реализации инвестиционных проектов, так и напрямую - за счет увеличения налогооблагаемой земельной базы и доходов от продаж земельных участков.
Также существует необходимость в проведении работ по формированию земельных участков для последующего предоставления льготным категориям граждан. На 31.12.2013 год в очередь на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительство поставлено 3558 граждан имеющих льготу на бесплатное получение земельного участка.