Рассмотрев проект постановления Законодательной Думы Томской области «Об утверждении Концепции управления государственной собственностью Томской области на период до 2020 года», внесенный Губернатором Томской области,
Законодательная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Концепцию управления государственной собственностью Томской области на период до 2020 года согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательной Думы Томской области
О.В. Козловская
КОНЦЕПЦИЯ
управления государственной собственностью
Томской области на период до 2020 года
Концепция управления государственной собственностью Томской области на период до 2020 года (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и ожидаемые результаты государственной политики Томской области на период до 2020 года в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Томской области, закрепленным за областными государственными унитарными предприятиями, областными государственными учреждениями, находящимся в Казне Томской области, включая земельные участки, находящиеся в государственной собственности Томской области, а также в сфере реализации имущественных и неимущественных прав Томской области, вытекающих из ее участия в коммерческих и некоммерческих организациях.
Концепция разработана в соответствии с Законом Томской области от 13 апреля 2004 года № 53-ОЗ «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области» и Стратегией развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) (далее - Стратегия развития Томской области до 2020 года), утвержденной постановлением Государственной Думы Томской области от 27 октября 2005 года № 2539, определившей целью развития Томской области высокий уровень благосостояния и стандартов качества жизни населения через создание динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной региональной экономики, обеспечивающей высокий уровень доходов населения, и превращение Томской области в лучшее место для жизни, работы и отдыха.
Для целей настоящей Концепции:
под государственным имуществом Томской области понимается имущество, находящееся в собственности Томской области и закрепленное на праве хозяйственного ведения за областными государственными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за областными государственными учреждениями (и областными казенными предприятиями), имущество, составляющее Казну Томской области, в том числе находящиеся в государственной собственности Томской области акции (доли) хозяйственных обществ, некоммерческие организации, учредителем которых является Томская область, а также находящиеся в государственной собственности Томской области земельные участки;
под компаниями с участием Томской области понимаются хозяйственные общества, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в государственной собственности Томской области, областные государственные унитарные предприятия, некоммерческие организации, учредителем которых является Томская область;
под областными организациями понимаются областные казенные предприятия и областные государственные учреждения;
под объектами управления государственным имуществом Томской области понимаются отдельные объекты государственного имущества Томской области, компании с участием Томской области и областные организации.
С 1999 года основные усилия государственной политики управления имуществом, в том числе на региональном уровне, были направлены на оптимизацию имущественного присутствия государства в экономике, которая учитывала не только полномочия и функции государства, но также и происходившие структурные изменения в секторах экономики. В период с 1999 по 2012 год на федеральном и региональном уровне в основном создана необходимая нормативная правовая база, определяющая главные понятия в сфере управления государственным имуществом Томской области и закрепившая модели управления имуществом, определены правовые условия для оптимизации управления областными бюджетными учреждениями, а также условия вовлечения в хозяйственный оборот государственного имущества Томской области.
Основными нормативными правовыми актами в сфере управления государственным имуществом Томской области являются:
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Земельный кодекс Российской Федерации;
Закон Томской области от 16 августа 2002 года № 64-ОЗ «О приватизации государственного имущества Томской области»;
Закон Томской области от 4 октября 2002 года № 74-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области»;
Закон Томской области от 12 января 2004 года № 9-ОЗ «О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование»;
Закон Томской области от 13 апреля 2004 года № 52-ОЗ «Об областных государственных унитарных предприятиях»;
Закон Томской области от 13 апреля 2004 года № 53-ОЗ «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области»;
Закон Томской области от 15 ноября 2010 года № 274-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления деятельности областных государственных бюджетных и казенных учреждений».
Состав и стоимость государственного имущества Томской области на 1 января 2013 года представлен в таблице 1.
СОСТАВ И СТОИМОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Таблица 1
№ п/п | Наименование государственного имущества | Состав и стоимость по состоянию на 01.01.2013 года |
1 | Объекты недвижимого имущества в Реестре государственного имущества Томской области | |
1.1 | Объекты недвижимого имущества (единиц) | 3 748 |
1.2 | Количество зданий и помещений (единиц) | 2 007 |
1.3 | Общая площадь зданий и помещений (кв. метров) | 1 099 802 |
1.4 | Количество сооружений (единиц) | 1 741 |
1.5 | Общая площадь сооружений (кв. метров) | 116 900 |
1.6 | Общая протяженность сооружений (п. метров) | 4 785 110 |
1.7 | Балансовая стоимость объектов недвижимого имущества (млн. рублей) | 52 747 |
1.8 | Остаточная стоимость объектов недвижимого имущества (млн. рублей) | 24 997 |
2 | Казна Томской области | |
2.1 | Количество объектов (единиц) | 1 344 |
2.2 | Балансовая стоимость (млн. рублей) | 3 072 |
2.3 | Остаточная стоимость (млн. рублей) | 2 471 |
Кроме того: | ||
2.4 | Количество акций (единиц) | 184 857 847 |
2.5 | Общая номинальная стоимость акций (млн. рублей) | 507 |
2.6 | Общая стоимость 3-х долей в обществах с ограниченной ответственностью (млн. рублей) | 275 |
3 | Областные организации | |
3.1 | Количество областных государственных учреждений (единиц), из них: | 230 |
3.1.1 | бюджетных учреждений | 139 |
3.1.2 | казенных учреждений | 61 |
3.1.3 | автономных учреждений | 30 |
4 | Компании с участием Томской области | |
4.1 | Количество областных государственных унитарных предприятий (единиц) | 5 |
4.2 | Кроме того, обществ с ограниченной ответственностью, единственными участниками которых являются областные государственные унитарные предприятия | 3 |
4.3 | Количество некоммерческих организаций, учредителем которых является Томская область, | 10 6 |
4.4 | Хозяйственные общества, где Томская область является акционером (участником) | 28 |
4.4.1 | в том числе: | 212 138 52 0,2 |
5 | Земельные участки | |
5.1 | Количество земельных участков, штук | 880 |
5.2 | Площадь, гектаров | 13 889 |
По состоянию на 1 января 2013 года объекты недвижимого имущества Томской области закреплены:
на праве оперативного управления за 230 учреждениями (2 201 объект, балансовой стоимостью 48 605 288 тыс. рублей, остаточной стоимостью 20 619 418,5 тыс. рублей);
на праве оперативного управления за 12 органами государственной власти Томской области (40 объектов, балансовой стоимостью 562 342 тыс. рублей, остаточной стоимостью 452 763 тыс. рублей);
на праве хозяйственного ведения за 5 областными государственными унитарными предприятиями (242 объекта, первоначальной стоимостью 622 407 тыс. рублей, остаточной стоимостью 452 763 тыс. рублей);
В зависимости от специфических потребностей в ресурсах для решения конкретных задач (проектов) государственного управления государственное имущество Томской области, неиспользуемое органами государственной власти Томской области, областными государственными автономными, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями передается в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление.
Из учитываемых в Казне Томской области объектов управления государственным имуществом Томской области по состоянию на 1 января 2013 года переданы в аренду:
21 здание и помещение;
1045 сооружений, из них 1 002 объектов газового хозяйства, общей протяженностью 530 514,44 п.м.
Основным результатом мероприятий по передаче имущества в аренду является получение дополнительных доходов в областной бюджет при одновременном сокращении затрат на содержание имущества, составляющего Казну Томской области. Указанные затраты, включающие расходы на оплату коммунальных услуг и охрану имущества, составили 624,7 тыс. рублей и 2 459 тыс. рублей в 2011, 2012 годах соответственно.
Информация о площади переданного в аренду государственного имущества Томской области, доходы от аренды которого поступают в областной бюджет, и получаемых доходах за период с 2003 года по 2012 год представлена в приложении 1 к Концепции. План по доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти Томской области и созданных ею учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений Томской области) по итогам 2012 года выполнен на 100,3%.
С 2009 года значительное применение получила практика заключения договоров аренды областного недвижимого имущества, полномочия арендодателей по которым осуществляют областные государственные автономные, бюджетные учреждения и унитарные предприятия, что стало возможным благодаря поправкам в Бюджетный Кодекс Российской Федерации, внесенными федеральными законами от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». По таким договорам доходы от аренды остаются в распоряжении областных государственных автономных, бюджетных учреждений и унитарных предприятий, при этом доходы могут быть использованы только в целях обеспечения более эффективной организации разрешенной учредительными документами деятельности и рационального использования имущества. По состоянию на 1 января 2013 года действовало 110 таких договоров аренды областного государственного имущества общей площадью 9,039 тыс. кв.м.
Предусмотренная законодательством практика передачи государственного имущества Томской области в доверительное управление в рассматриваемом периоде использовалась в рамках оказания государственной поддержки ООО «Технологический инкубатор Томского политехнического университета», деятельность которого направлена на поддержку малых и средних инновационных предприятий, в том числе начинающих.
Сокращение и упорядочение составляющего Казну Томской области имущества для повышения эффективности его использования - один из приоритетов работы органов государственной власти Томской области в период с 2001 года по 2012 год. Одним из препятствий для работы в этом направлении является отсутствие документально обоснованной потребности органов государственной власти Томской области в ресурсах в виде материальных активов для выполнения программных мероприятий, исполнения своих функций и полномочий.
Переход к новой модели устойчивого, сбалансированного экономического роста, в которой рост спроса должен быть поддержан более интенсивным ростом предложения за счет повышения деловой активности, созданием условий для формирования инвестиционных ресурсов, требует эффективных земельных отношений, способствующих созданию стимулов для долгосрочных вложений капитала и организации новых рабочих мест, достижения реального партнерства между государственным и частным сектором экономики.