Действующий

О стратегии развития строительного комплекса Томской области на период 2013-2022 годы

 

6.1. Формирование сценарных условий и альтернативных вариантов развития строительного комплекса Томской области


Основными ожидаемыми результатами реализации Стратегии являются создание благоприятной и безопасной среды жизнедеятельности населения и ускорение социально-экономического развития Томской области на основе роста экономического потенциала Томской области.

Реализация стратегических приоритетов и инвестиционных проектов, предусмотренных Стратегией, обеспечит рост валового регионального продукта, позволит создать значительное количество дополнительных рабочих мест и обеспечить квалифицированной и высокооплачиваемой работой молодых специалистов, улучшить жилищные условия и обеспеченность населения социальными, коммунальными и транспортными услугами. Повышение качества жизни населения будет способствовать демографическому росту и закреплению населения на территории Томской области.

Роль строительного комплекса как межотраслевого градоформирующего кластера должна возрасти, следствием чего должно стать увеличение доли строительного комплекса в ВРП и региональном выпуске товаров и услуг. Интегральный индикатор результатов развития строительного комплекса - индекс качества градостроительной среды - должен превысить среднероссийский уровень.

Функционирование строительного комплекса происходит в условиях неопределенности социально-экономической ситуации, которая обусловлена вероятностным характером изменения совокупности внутренних и внешних параметров функционирования социально-экономической системы региона и, вследствие этого, предопределяет возможность реализации различных вариантов социально-экономического развития региона.

В связи с этим, в Стратегии для разработки прогнозов значений целевых индикаторов применен сценарный подход, в рамках которого рассматривались альтернативные варианты развития отрасли.

Развитие строительного комплекса Томской области возможно по трем сценариям: приоритетному, инерционному и пессимистическому.

Приоритетный сценарий исходит из оптимистичных прогнозов экономического развития региона, сохранения высоких темпов развития строительного комплекса, сложившихся за период 2000-2007 гг., возможности преодоления отставания темпов роста доходов населения от темпов роста цен в жилищном строительстве, реализации приоритетных инвестиционных проектов области, осуществления проектов комплексной жилой застройки. Приоритетным сценарием предполагается достижение значений целевых индикаторов комплекса федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых стратегических и программных документов и значительное увеличение бюджетного финансирования в части жилищных, социальных и инфраструктурных инвестиций. Приоритетный сценарий предусматривает разработку различных механизмов государственного стимулирования экономической активности и создание новых институтов развития, способствующих достижению приоритетов социально-экономического развития.

Инерционный сценарий основан на поддержании существующих тенденций социально-экономического развития региона и строительного комплекса, на сохранении имеющихся механизмов государственного стимулирования экономики и степени участия государства в инвестиционном процессе. Инерционный сценарий предполагает замедленную реакцию социально-экономической системы на воздействие программных государственных мер и на создание новых институтов экономического взаимодействия. Инерционный сценарий не предусматривает существенного роста инвестиционной и инновационной активности и значительных сдвигов в сложившейся системе производства.

Пессимистический сценарий основан на использовании пессимистических прогнозов развития Томской области, предусматривает возможность ухудшения социально-экономической ситуации и негативную динамику развития строительного комплекса, снижение темпов экономического роста, падение инвестиционной и инновационной активности, рост социальной напряженности и формирование неблагоприятных демографических трендов. Пессимистический сценарий предполагает неэффективность механизмов государственного регулирования и поддержки развития социально-экономических процессов, снижение роли государства в инвестиционном процессе.

Динамика основных экономических параметров определяет тот или иной сценарий развития. На рис. 44 приведен фрагмент матрицы взаимосвязи параметров экономического развития и сценарных условий.



Рис. 44. Взаимосвязь параметров экономического развития в сценарных условиях


Сравнительный анализ сценарных условий приведен в табл. 7.

В данной Стратегии при разработке прогнозов в качестве стратегических выбраны два сценария: приоритетный и инерционный. Пессимистический сценарий не рассматривается как стратегический и в прогнозах не учитывается.

Параметры сценарных условий разделены на две группы: качественные параметры, определяющие структуру экономики, инвестиционную привлекательность и инновационную активность в регионе, и количественные параметры, определяющие мезо-экономические условия функционирования строительного комплекса. Прогноз параметров сценарных условий представлен на рис. 45.

Таблица 7

Сравнительная характеристика (описание) сценариев развития региональной
социально-экономической ситуации

Сценарий


Параметры

Приоритетный

Инерционный

Пессимистический

1. Достижение приоритетов программных документов (стратегий, ФЦП, ОЦП, прогнозов и т.д.)

обеспечивается

обеспечивается, но не в полном объеме

не
обеспечивается

2. Возможность структурных сдвигов и смены типа воспроизводства

обеспечивается

обеспечивается недостаточно, слабо выражена в долгосрочном периоде

не
обеспечивается

3. Структура экономики

инновационно-ориентированная

ресурсно-ориентированная

ресурсно-ориентированная

4. Динамика инвестиционной активности (позитивная / негативная)

позитивная, в соответствии со стратегическими приоритетами развития

определяется тенденциями, сложившимися в прошлом

негативная

4. Уровень инвестиционной активности

высокий

низкий (в перспективе - средний)

низкий

5. Динамика инновационной активности (позитивная / негативная)

позитивная, обеспечивает достижение стратегических приоритетов развития

определяется тенденциями, сложившимися в прошлом

негативная

6. Динамика развития социальной сферы (позитивная / негативная)

позитивная, обеспечивает достижение стратегических приоритетов развития

определяется тенденциями, сложившимися в прошлом

негативная

7. Эффективность государственных механизмов поддержки и регулирования экономической деятельности (эффективны / не эффективны)

эффективны

не достаточно эффективны, степень воздействия слаба и реакция экономической системы замедлена

не эффективны

8. Возможность создания новых институтов развития и экономического взаимодействия
(обеспечивается / не обеспечивается)

обеспечивается в полном соответствии с программными документами

обеспечивается не в полной мере по сравнению с программными документами

не обеспечивается




Рис. 45. Прогноз параметров сценарных условий развития строительного комплекса Томской области