Поскольку главной целью функционирования строительного комплекса является формирование благоприятной для жизнедеятельности человека градостроительной среды, основным индикатором развития строительного комплекса может быть интегральный индекс качества градостроительной среды. Индекс качества градостроительной среды представляет собой интегральный показатель, определяющийся на основе пяти частных показателей, отражающих качество среды жизнедеятельности человека:
- обеспеченность населения жильем, кв. м. / чел.;
- обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры, количество мест на 1000 чел. населения;
- обеспеченность населения объектами коммунальной инфраструктуры, км. сетей на 1000 чел. населения;
- обеспеченность населения объектами транспортной инфраструктуры, км. дорог и путей на 1000 чел. населения;
- объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. руб. / чел.
Три частных показателя для расчета интегрального индекса, в свою очередь, являются агрегированными величинами нескольких целевых индикаторов. Так, обеспеченность населения региона объектами социальной инфраструктуры определяется на основе значений трех целевых индикаторов - обеспеченности местами в дошкольных учреждениях, обеспеченности местами в общеобразовательных учреждениях и обеспеченности койко-местами в учреждениях здравоохранения. Обеспеченность населения объектами коммунальной инфраструктуры рассчитывалась также с путем суммирования значений трех целевых индикаторов - протяженности сетей водопровода, протяженности сетей канализации и протяженности сетей теплоснабжения. Обеспеченность населения объектами транспортной инфраструктуры определялась на основе значений двух целевых индикаторов - протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием и протяженности железнодорожных путей общего пользования.
Приведение частных показателей, имеющих разные единицы измерения, к сопоставимому виду осуществляется делением (нормированием) значения каждого частного показателя на значение этого показателя в среднем по Российской Федерации. Расчет интегрального показателя градостроительной среды, таким образом, осуществляется по формуле многомерной средней:
где - интегральной индекс качества градостроительной среды в регионе (в Томской области;
- значение i-ого частного показателя в регионе (в Томской области), ;
- значение i-ого частного показателя в среднем по Российской Федерации;
- количество сводимых частных показателей ();
Значения интегрального индекса качества градостроительной среды в регионе, рассчитанные по формуле многомерной средней, сопоставимы со среднероссийским уровнем, принятым за 1:
- если значение интегрального индекса меньше единицы, то это свидетельствует об отставании качества градостроительной среды в регионе по сравнению с Россией в целом;
- если значение интегрального индекса получилось равно единице, то это говорит о соответствии уровня развития градостроительной среды в регионе среднероссийскому уровню;
- если значение интегрального индекса больше единицы, то это говорит о превышении уровня развития градостроительной среды в регионе над среднероссийским уровнем.
В Стратегии интегральный индекс градостроительной среды рассчитывался по фактическим значениям показателей (по факту на 2010 г.), по оценочным значениям показателей на 2011 г. и на прогнозный период с 2012 по 2022 г. в соответствии с прогнозными данными приоритетного сценария Стратегии.
Значения частных показателей в среднем по России в 2011-2022 гг. для расчета по формуле многомерной средней были определены на основе различных стратегических документов и прогнозов федерального уровня. Значения частных показателей в расчете на душу населения были определены с использованием разработанного Росстатом прогноза численности населения России до 2030 г., скорректированного с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2011 г.
Средняя обеспеченность жильем в России в 2011-2022 гг. была рассчитана с использованием прогноза ввода жилья в Российской Федерации, предложенного Министерством регионального развития Российской Федерации для разработки региональных программ стимулирования развития жилищного строительства. Обеспеченность объектами транспортной инфраструктуры в России в 2011-2022 гг. была определена на основе данных Стратегии развития транспортной системы Томской области в 2008 - 2025 годах. Инвестиции в основной капитал на душу населения были рассчитаны с помощью данных Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Расчет интегрального индекса качества градостроительной среды показал, что в 2010 г. уровень развития градостроительной среды в Томской области ниже, чем в среднем по России. Но, начиная с 2015 г. (со второго этапа реализации Стратегии), значение интегрального индекса превышает единицу - градостроительная среда в Томской области в 2015-2022 гг. развивается более интенсивно и становится более благоприятной по сравнению со среднероссийским уровнем.