ГОРОДСКАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Развитие улично-дорожной сети муниципального образования «Город Томск» на 2013-2016 годы
Томск - 2013
I. ПАСПОРТ ГОРОДСКОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЕ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ТОМСК» НА 2013-2016 ГОДЫ.
Департамент капитального строительства администрации Города Томска,
департамент городского хозяйства администрации Города Томска
(заказчик программы)
1. Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующих нормативных документов) | 1.Решение координационного совета по целевым программам администрации Города Томска от 16.08.2011г. | |||||||
2. Разработчики целевой программы | Департамент капитального строительства администрации Города Томска при участии: | |||||||
3. Цели и задачи программы | Целью программы является: | |||||||
4. Сроки выполнения программы (подпрограмм) |
| |||||||
5. Перечень подпрограмм и основных мероприятий | Основными мероприятиями программы являются: | |||||||
6. Объем и источники |
| |||||||
Сроки реализации | Требуемые финансовые средства, тыс. руб. | |||||||
Всего | Бюджет муниципального образования | Областной бюджет (прогноз) | Федеральный бюджет (прогноз) | |||||
2013 | 36 399,700 | 36 399,700 | 0,00 | 0,00 | ||||
Всего | Бюджет муниципального образования | Областной бюджет (прогноз) | Федеральный бюджет (прогноз) | |||||
2014 | 2 794 771,705 | 706 258,037 | 1 022 548,509 | 1 065 965,159 | ||||
2015 | 1 889 583,820 | 1 174 827,430 | 413 827,205 | 300 929,185 | ||||
2016 | 3 559 854,809 | 1 096 491,109 | 867 438,700 | 1 595 925,000 | ||||
Всего | 8 280 610,034 | 3 013 976,276 | 2 303 814,414 | 2 962 819,344 | ||||
7. Ожидаемые конечные результаты выполнения программы | Конечные результаты реализации программы: | |||||||
8. Механизм контроля за реализацией программы | Контроль за исполнением программы обеспечивают: |
II. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Значение автомобильных дорог постоянно растет в связи с изменением образа жизни людей, превращением автомобиля в необходимое средство передвижения, значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличения объемов строительства, расширения торговли и развития сферы услуг.
Развитие улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск" является первоочередной социальной и градостроительной задачей. Город Томск имеет исторически сложившуюся улично-дорожную сеть с плотной застройкой. В настоящее время общая протяженность улично-дорожной сети составляет 769,926 км, из которых 587,1 км - с усовершенствованным покрытием.
Следует отметить, что на пропускную способность улично-дорожной сети и скорость движения транспортных средств в условиях города оказывают воздействие большое количество факторов, основными из которых являются: погодно-климатические условия; геометрические параметры улиц, эксплуатационное состояние, условия для движения транспорта и другие.
Быстрый темп автомобилизации привел к значительному росту интенсивности и плотности движения транспортных потоков на сети города. Обследование геометрических параметров магистральных улиц показали, что 67 % улично-дорожной сети не соответствует установленным требованиям, что в свою очередь не соответствует требованиям интенсивности, безопасности и составу движения транспортных потоков и не обеспечивает надлежащую пропускную способность. За последние годы протяженность улично-дорожной сети практически не увеличились, прирост составил около 10% - пр.Комсомольский, ул.Клюева, ул.Сибирская, ул.Елизаровых. В тоже время интенсивность движения по улично-дорожной сети города значительно увеличилась, что привело к снижению эффективности: образуются очереди при подъезде к трамвайным и железнодорожным путям, возникают задержки на пересечениях в одном уровне, возрастает продолжительность движения по маршруту, резко ухудшаются условия для маневрирования, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий.
К снижению пропускной способности улично-дорожной сети города также приводят стихийные парковки автотранспорта на проезжей части, особенно в местах размещения объектов массового обслуживания.
Кроме того, увеличение количества транспортных средств наряду с низкой пропускной способностью улично-дорожной сети приводит к отрицательному воздействию на окружающую среду города. По данным Томского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, расчетная величина интегрального индекса загрязнения атмосферы составляет 15,51 и классифицируется, как очень высокая по отношению к предельно допустимым концентрациям примесей (Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 24 декабря 2004 г. N 14-01-333).
Таким образом, основными проблемами развития сети автомобильных дорог являются следующие:
- Геометрические параметры магистральных улиц не соответствуют установленным требованиям, что в свою очередь не соответствует требованиям интенсивности и составу транспортных потоков и не обеспечивает надлежащую пропускную способность
- Перевозки по автомобильным дорогам осуществляются в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению себестоимости перевозок, снижению безопасности движения.
- 90 % улиц и дорог муниципального образования «Город Томск» имеют по одной полосе движения в каждом направлении, 10 % имеют двух и более полосную проезжую часть от общей протяженности улично-дорожной сети, что не позволяет обеспечить достаточную пропускную способность, безопасное и высокоскоростное обслуживание современных большегрузных транспортных средств.
- Свыше трети протяженности улиц, дорог и мостовых сооружений требуют увеличения прочностных характеристик из-за ускоренной деградации дорожных конструкций и снижения сроков службы между ремонтами вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей.
В целях развития особой экономической зоны технико-внедренческого типа Города Томска, модернизации производств и привлечения иностранных инвесторов на территорию муниципального образования, а также увеличения темпов строительства многоэтажной жилой застройки восточной части города и перспективы освоения левого берега р.Томи, возникла крайняя необходимость в развитии улично-дорожной сети г. Томска.
Разработка городской долгосрочной целевой программы "Развитие улично-дорожной сети муниципального образования «Город Томск» на 2013 - 2016 годы" является одним из этапов в процессе увеличения протяженности улично-дорожной сети города, обеспечения транспортной доступностью строящихся микрорайонов, особых экономических зон, «закольцовки» города и организации оптимального движения автотранспорта без «заторов».
В рамках программы, предусмотрены мероприятия по реконструкции перегруженных движением участков автомобильных дорог, ликвидации грунтовых разрывов и реконструкции участков дорог, имеющих переходный тип дорожной одежды проезжей части, строительству и реконструкции обходов г. Томска и других населенных пунктов, строительству пересечений автомобильных дорог и магистральных железных дорог в разных уровнях, реконструкции ремонтонепригодных мостовых сооружений, а также других искусственных сооружений, с целью приведения их характеристик в соответствие с параметрами автомобильных дорог на соседних участках, повышения безопасности движения, увеличения грузоподъемности, долговечности и эксплуатационной надежности.
Также предусмотрены мероприятия, направленные на формирование устойчивых межрегиональных транспортных связей с соседними регионами и внутри региона. В соответствии с Генеральным планом города Томска для развития улично-дорожной сети необходимо строительство путепроводов на пересечениях железной дороги с основными городскими магистралями, в первую очередь путепроводов в створе пр. Новаторов, ул. Беринга, на трассе Томск - аэропорт «Богашево».
Учитывая развитие жилого района "Восточный" возникает острая необходимость в строительстве улицы-дублера Иркутского тракта - пр. Новаторов.
Кроме того, необходимо выполнить работы по организации кольцевых транспортных связей, включающих в себя следующие объекты:
- строительство тоннеля через железнодорожную линию в створе улицы Льва Толстого с реконструкцией кольцевых магистральных улиц: Профсоюзная - 5-ой Армии - Смирнова - Стародеповская - Транспортная - Льва Толстого - магистральная улица в обход пос. Степановка - Богдана Хмельницкого - выход на обходную магистральную дорогу непрерывного движения («Малое транспортное кольцо»);