Недействующий

О внесении изменения в постановление Администрации Томской области от 11.12.2012 № 510а

1. Приоритетные задачи социально-экономического развития
Томской области, на решение которых направлена ДЦП
«Право быть равным на 2013 - 2016 годы»

Реализация мероприятий ДЦП будет способствовать достижению среднесрочной цели «Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей», обозначенной в Стратегии развития Томской области до 2020 года, утвержденной постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 № 2539 «О Стратегии социально-экономического развития Томской области  до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)», а также выполнению задач государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2181-р.

Подпрограмма «Равные возможности для детей-инвалидов на 2013 - 2016 годы»

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, создание системы реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания, входит в число приоритетных направлений государственной политики социальной поддержки населения.

Разработка и реализация программ обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт  и физическая культура, жилой фонд) детей-инвалидов, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства, входит в план мероприятий  по реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.05.2011 № 924-р.

Доля детей-инвалидов от общей численности детского населения на территории Томской области снижается: 2009 год - 1,78%, 2010 год - 1,76%, 2011 год - 1,69%, 2012 год - 1,6%.          

Данный показатель в Томской области составлял 1,64% на начало 2012 года и находился на среднем уровне по сравнению с другими регионами Российской Федерации. Так, доля детей-инвалидов от общей численности детского населения Новосибирской области составляла порядка 1,4% на начало 2012 года, республики Бурятия - порядка 1,8%, Кемеровской области - порядка 2,0%.

В Томской области на 01.01.2012 проживало 3238 детей-инвалидов, из них в г. Томске - 1401 ребенок. структура инвалидности у детей выглядит следующим образом: 29,3% - психические расстройства, 19,4% - врожденные аномалии развития, 18,0% - болезни нервной системы, 6,8% - болезни эндокринной системы, 6,1% - болезни уха, 4,6% - болезни глаз, 3,7% - болезни костно-мышечной системы, 2,9% - новообразования, 2,6% - травмы, 1,2% - болезни системы кровообращения, 5,4% - прочие.

Сведения о детях-инвалидах по муниципальным районам и городским округам Томской области (данные на 1 января 2012 года) представлены в таблице № 1.

ТАБЛИЦА № 1

№ п/п

Наименование муниципального района
и городского округа

Число детей-инвалидов
до 18 лет

1.

г. Томск

Кировский район

295

2.

Ленинский район

342

3.

Октябрьский район

460

4.

Советский район

304

5.

г. Кедровый

11

6.

Городской округ «ЗАТО Северск Томской области»

305

7.

Городской округ Стрежевой

147

8.

Александровский район

30

9.

Асиновский район

165

10.

Бакчарский район

63

11.

Верхнекетский район

41

12.

Зырянский район

66

13.

Каргасокский район

77

14.

Кожевниковский район

83

15.

Колпашевский район

151

16.

Кривошеинский район

45

17.

Молчановский район

156

18.

Парабельский район

57

19.

Первомайский район

69

20.

Тегульдетский район

25

21.

Томский район

247

22.

Чаинский район

40

23.

Шегарский район

59

Итого

3238

         

Для социального обслуживания детей-инвалидов на территории Томской области действуют 6 областных государственных учреждений, подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области: ОГКСУ «Тунгусовский детский дом-интернат», 2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями (с. Калтай Томского района, г. Северск), а также отделения в структуре 3 центров социальной помощи семье и детям (г. Колпашево, г. Стрежевой, г. Томск).

Данными учреждениями ежегодно обслуживаются около 4000 детей с ограниченными возможностями, 50% из которых - дети-инвалиды.

В условиях стационара за год обслуживаются более 1000 детей, остальные охвачены нестационарными формами (обслуживание на дому, участие в социокультурных мероприятиях, разовые консультации, приемы специалистов).

Кроме этого, на территории Томской области действуют 25 общественных организаций. часть из них оказывает социальные, образовательные, досуговые услуги для детей-инвалидов и их семей, другая часть представляет собой ассоциативные объединения родителей и родственников детей-инвалидов. Большинство данных организаций работает в областном центре, осуществляя свою деятельность обособленно.

В связи с тем, что учреждения социального обслуживания детей-инвалидов находятся в основном на территории городских округов Томской области, остро стоит вопрос социально-психологической поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, проживающих в сельской местности. При этом более половины детей целевой группы проживают именно в сельских районах области. Несистематичность и малочисленность социальных услуг нередко становятся причинами отказа от детей-инвалидов, передачи их на воспитание в ОГКСУ «Тунгусовский детский дом-интернат», что приводит к увеличению числа социальных сирот.

Реабилитация детей-инвалидов, интеграция их в среду здоровых сверстников, а также создание условий для повышения уровня жизни семей и самореализации родителей остаются одной из наиболее значимых проблем в Томской области.

Положение семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, усугубляет отсутствие последовательного межведомственного взаимодействия,  в том числе в вопросах формирования и ведения единой системы учета детей-инвалидов и их семей.

На всех этапах работы с детьми-инвалидами и их семьями взаимодействие носит частный и недостаточный характер, что проявляется во время выявления ребенка с ограниченными возможностями здоровья, анализа и оценки нужд  и потребностей семьи с ребенком-инвалидом, разработки плана реабилитации и его реализации.

В то время как у специалистов разных ведомств нет единых данных о точном количестве, о потребностях и специфике конкретных семей, у родителей с детьми-инвалидами нет полной информации об услугах и возможностях, существующих  по месту жительства и на территории области. Поэтому создание единого информационного поля с актуальной информацией о точном количестве семей  с детьми-инвалидами, об их потребностях и нуждах, а также об услугах  и возможностях, которые получают и могут получить дети-инвалиды и их семьи, является крайне востребованным.

Социальная изоляция семей с детьми-инвалидами обусловлена неразвитостью системы социально-педагогических услуг.

Более половины детей-инвалидов школьного возраста не имеют постоянной возможности общаться со сверстниками, дистанционное образование не способно  в полной мере обеспечить подросткам естественную социализацию. Большинство детских развивающих центров, как и ряд учебных заведений не могут принять школьников в образовательные или творческие группы (не позволяет оборудование помещений, квалификация педагогов, отсутствие программ интеграции и системы сопровождения детей в образовательном пространстве). События, вовлекающие детей-инвалидов в городскую социальную среду, происходят достаточно редко. Так,  с 1992 года ежегодно в Томской области проводится Декада инвалидов, включающая мероприятия досугового, благотворительного и спортивного характера.

Подпрограмма «Жилье для детей-сирот на 2013 - 2016 годы»


Защита жилищных прав детей-сирот является одним из приоритетных направлений работы по социальной адаптации, жизнеустройству и постинтернатному сопровождению детей данной категории.

С 01.01.2008 в соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007  года №  188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» в бюджете Томской области предусматриваются бюджетные ассигнования для реализации государственных гарантий по обеспечению детей данной категории жилыми помещениями.

В целях совершенствования контроля за осуществлением органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в 2012 году сформирован Реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с постановлением Администрации Томской области от 04.03.2009 № 40а «Об утверждении Порядка расходования местными бюджетами субвенций из областного бюджета на осуществление государственных  полномочий  по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, а также лиц из их числа» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений  по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, осуществляется путем: