Реализация мероприятий ДЦП будет способствовать достижению среднесрочной цели «Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей», обозначенной в Стратегии развития Томской области до 2020 года, утвержденной постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 № 2539 «О Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)», а также выполнению задач государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2181-р.
Подпрограмма «Равные возможности для детей-инвалидов на 2013 - 2016 годы»
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, создание системы реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания, входит в число приоритетных направлений государственной политики социальной поддержки населения.
Разработка и реализация программ обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд) детей-инвалидов, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства, входит в план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.05.2011 № 924-р.
Доля детей-инвалидов от общей численности детского населения на территории Томской области снижается: 2009 год - 1,78%, 2010 год - 1,76%, 2011 год - 1,69%, 2012 год - 1,6%.
Данный показатель в Томской области составлял 1,64% на начало 2012 года и находился на среднем уровне по сравнению с другими регионами Российской Федерации. Так, доля детей-инвалидов от общей численности детского населения Новосибирской области составляла порядка 1,4% на начало 2012 года, республики Бурятия - порядка 1,8%, Кемеровской области - порядка 2,0%.
В Томской области на 01.01.2012 проживало 3238 детей-инвалидов, из них в г. Томске - 1401 ребенок. структура инвалидности у детей выглядит следующим образом: 29,3% - психические расстройства, 19,4% - врожденные аномалии развития, 18,0% - болезни нервной системы, 6,8% - болезни эндокринной системы, 6,1% - болезни уха, 4,6% - болезни глаз, 3,7% - болезни костно-мышечной системы, 2,9% - новообразования, 2,6% - травмы, 1,2% - болезни системы кровообращения, 5,4% - прочие.
Сведения о детях-инвалидах по муниципальным районам и городским округам Томской области (данные на 1 января 2012 года) представлены в таблице № 1.
ТАБЛИЦА № 1
№ п/п | Наименование муниципального района | Число детей-инвалидов | |
1. | г. Томск | Кировский район | 295 |
2. | Ленинский район | 342 | |
3. | Октябрьский район | 460 | |
4. | Советский район | 304 | |
5. | г. Кедровый | 11 | |
6. | Городской округ «ЗАТО Северск Томской области» | 305 | |
7. | Городской округ Стрежевой | 147 | |
8. | Александровский район | 30 | |
9. | Асиновский район | 165 | |
10. | Бакчарский район | 63 | |
11. | Верхнекетский район | 41 | |
12. | Зырянский район | 66 | |
13. | Каргасокский район | 77 | |
14. | Кожевниковский район | 83 | |
15. | Колпашевский район | 151 | |
16. | Кривошеинский район | 45 | |
17. | Молчановский район | 156 | |
18. | Парабельский район | 57 | |
19. | Первомайский район | 69 | |
20. | Тегульдетский район | 25 | |
21. | Томский район | 247 | |
22. | Чаинский район | 40 | |
23. | Шегарский район | 59 | |
Итого | 3238 |
Для социального обслуживания детей-инвалидов на территории Томской области действуют 6 областных государственных учреждений, подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области: ОГКСУ «Тунгусовский детский дом-интернат», 2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями (с. Калтай Томского района, г. Северск), а также отделения в структуре 3 центров социальной помощи семье и детям (г. Колпашево, г. Стрежевой, г. Томск).
Данными учреждениями ежегодно обслуживаются около 4000 детей с ограниченными возможностями, 50% из которых - дети-инвалиды.
В условиях стационара за год обслуживаются более 1000 детей, остальные охвачены нестационарными формами (обслуживание на дому, участие в социокультурных мероприятиях, разовые консультации, приемы специалистов).
Кроме этого, на территории Томской области действуют 25 общественных организаций. часть из них оказывает социальные, образовательные, досуговые услуги для детей-инвалидов и их семей, другая часть представляет собой ассоциативные объединения родителей и родственников детей-инвалидов. Большинство данных организаций работает в областном центре, осуществляя свою деятельность обособленно.
В связи с тем, что учреждения социального обслуживания детей-инвалидов находятся в основном на территории городских округов Томской области, остро стоит вопрос социально-психологической поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, проживающих в сельской местности. При этом более половины детей целевой группы проживают именно в сельских районах области. Несистематичность и малочисленность социальных услуг нередко становятся причинами отказа от детей-инвалидов, передачи их на воспитание в ОГКСУ «Тунгусовский детский дом-интернат», что приводит к увеличению числа социальных сирот.
Реабилитация детей-инвалидов, интеграция их в среду здоровых сверстников, а также создание условий для повышения уровня жизни семей и самореализации родителей остаются одной из наиболее значимых проблем в Томской области.
Положение семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, усугубляет отсутствие последовательного межведомственного взаимодействия, в том числе в вопросах формирования и ведения единой системы учета детей-инвалидов и их семей.
На всех этапах работы с детьми-инвалидами и их семьями взаимодействие носит частный и недостаточный характер, что проявляется во время выявления ребенка с ограниченными возможностями здоровья, анализа и оценки нужд и потребностей семьи с ребенком-инвалидом, разработки плана реабилитации и его реализации.
В то время как у специалистов разных ведомств нет единых данных о точном количестве, о потребностях и специфике конкретных семей, у родителей с детьми-инвалидами нет полной информации об услугах и возможностях, существующих по месту жительства и на территории области. Поэтому создание единого информационного поля с актуальной информацией о точном количестве семей с детьми-инвалидами, об их потребностях и нуждах, а также об услугах и возможностях, которые получают и могут получить дети-инвалиды и их семьи, является крайне востребованным.
Социальная изоляция семей с детьми-инвалидами обусловлена неразвитостью системы социально-педагогических услуг.
Более половины детей-инвалидов школьного возраста не имеют постоянной возможности общаться со сверстниками, дистанционное образование не способно в полной мере обеспечить подросткам естественную социализацию. Большинство детских развивающих центров, как и ряд учебных заведений не могут принять школьников в образовательные или творческие группы (не позволяет оборудование помещений, квалификация педагогов, отсутствие программ интеграции и системы сопровождения детей в образовательном пространстве). События, вовлекающие детей-инвалидов в городскую социальную среду, происходят достаточно редко. Так, с 1992 года ежегодно в Томской области проводится Декада инвалидов, включающая мероприятия досугового, благотворительного и спортивного характера.
Подпрограмма «Жилье для детей-сирот на 2013 - 2016 годы»
Защита жилищных прав детей-сирот является одним из приоритетных направлений работы по социальной адаптации, жизнеустройству и постинтернатному сопровождению детей данной категории.
С 01.01.2008 в соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» в бюджете Томской области предусматриваются бюджетные ассигнования для реализации государственных гарантий по обеспечению детей данной категории жилыми помещениями.
В целях совершенствования контроля за осуществлением органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в 2012 году сформирован Реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с постановлением Администрации Томской области от 04.03.2009 № 40а «Об утверждении Порядка расходования местными бюджетами субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, осуществляется путем: