Наименование подпрограммы | Развитие льняного комплекса | |||||||||||||
Заказчик подпрограммы | Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области | |||||||||||||
Цель подпрограммы | Увеличение валового сбора льна-долгунца | |||||||||||||
Показатель цели подпрограммы и его значения | Показатель | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||||
Валовой сбор льна-долгунца | 1,7 | 1,7 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | ||||||
Задачи подпрограммы | Рост выручки от реализации продукции льняного комплекса | |||||||||||||
Показатели задач подпрограммы и их значения | Показатель | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||||
Выручка | 958 | 996 | 1036,2 | 1077,6 | 1120,7 | 1165,5 | 1212,2 | 1260,6 | 1311,1 | |||||
Сроки реализации подпрограммы | 2013 - 2020 годы | |||||||||||||
Объем и источники финансирования (тыс. руб.) | Срок | Объем | В том числе за счет средств | |||||||||||
федерального | областного | внебюджетных | ||||||||||||
2013 - 2020 | 312187,4 | 99253,2 | 18594,2 | 194340,0 | ||||||||||
2013 - 2020* | 316259,2 | 99253,2 | 22666,0 | 194340,0 | ||||||||||
2013* | 91662,0 | 9452,0 | 5950,0 | 76260,0 | ||||||||||
2014* | 43652,0 | 10652,0 | 2000,0 | 31000,0 | ||||||||||
2015* | 25118,4 | 11118,4 | 2000,0 | 12000,0 | ||||||||||
2013 | 87512,0 | 9452,0 | 1800,0 | 76260,0 | ||||||||||
2014 | 43652,0 | 10652,0 | 2000,0 | 31000,0 | ||||||||||
2015 | 25196,6 | 11118,4 | 2078,2 | 12000,0 | ||||||||||
2016 | 25339,0 | 11238,4 | 2100,6 | 12000,0 | ||||||||||
2017 | 35609,4 | 13151,2 | 2458,2 | 20000,0 | ||||||||||
2018 | 28319,6 | 13749,6 | 2570,0 | 12000,0 | ||||||||||
2019 | 32819,4 | 14945,8 | 2793,6 | 15080,0 | ||||||||||
2020 | 33739,4 | 14945,8 | 2793,6 | 16000,0 | ||||||||||
*Средства областного бюджета в соответствии с Законом Томской области от 6 января 2013 года № 2-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Объем финансирования за счет средств областного, федерального бюджетов и внебюджетных источников определяется по согласованию с соответствующими органами и организациями и подлежит ежегодной корректировке исходя из возможностей бюджетов всех уровней | ||||||||||||||
Организация управления подпрограммой | Реализацию подпрограммы осуществляют Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию). Контроль за реализацией подпрограммы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию. Текущий контроль и мониторинг реализации подпрограммы осуществляют Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области, являющийся главным распорядителем средств областного бюджета, органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию) |
1. Приоритетные задачи социально-экономического развития
Томской области, на решение которых направлена подпрограмма
1. Лен-долгунец является одной из немногих технических культур, способных давать полноценное растительное волокно в условиях континентального климата Сибири.
Лен является восстановимым природным ресурсом, что позволяет назвать развитие льняного комплекса приоритетным направлением для обеспечения долгосрочного экономического развития Томской области.
Существующий в последние годы дефицит льняного сырья для ткацких фабрик России создает предпосылки для значительного расширения объемов посевов льна-долгунца на территории Томской области с одновременным созданием собственных перерабатывающих мощностей короткого льноволокна, ориентированных на внедрение инновационных технологий глубокой переработки льна, обеспечивающих качественные и ценовые преимущества продукции.
Льняной комплекс Томской области требует применения комплексных мер по обеспечению его устойчивого развития и восстановлению утраченного потенциала.
Решение проблемы может быть обеспечено реализацией таких направлений, как расширение объемов посевов льна-долгунца, внедрение технологических процессов глубокой переработки длинного и короткого льняного волокна, существенное увеличение производства перспективных видов льняной продукции с высокой долей добавленной стоимости (производство нетканого полотна для мебельной, строительной отрасли, производство костроплит, новых видов утеплителей, изделий медицинского назначения).
Технологическая отсталость организаций и постоянный рост цен на энергоносители во многом определяют высокую себестоимость льняного сырья, а снижение финансовой устойчивости организаций льняного комплекса приводит к повышению степени износа техники и других основных фондов. Анализ степени изношенности специальных сельскохозяйственных машин по выращиванию и уборке льна, технологического оборудования в организациях льняного комплекса приводится в таблицах 1 и 2.
Анализ степени изношенности технологического оборудования
на льноперерабатывающих заводах в Томской области на 01.01.2011
Таблица 1
Возраст | Оборудование в % к общему итогу |
До 10 лет | 22% |
От 10 до 20 | 38% |
Более 20 лет | 40% |
Анализ степени изношенности специальных сельскохозяйственных машин в льносеющих хозяйствах Томской области на 01.01.2011
Таблица 2
Наименование техники | Наличие техники, находящейся в эксплуатации свыше 8 лет, в % от общего количества | |||
Сеялка комбинированная СЗП-3,6 | 12% | |||
Льноуборочный комбайн | 10% | |||
Льнотеребилка | Нет в наличии | |||
Оборачиватель лент льна | 0% | |||
Пресс-подборщик рулонный | 64% | |||
Подборщик-очесыватель | Нет в наличии | |||
Ворошилка лент льна | 65% | |||
Порцеобразователь | 65% | |||
Погрузчик рулонов | 0% | |||
Сушилки льновороха | Нет в наличии | |||
Молотилка льняного вороха | Нет в наличии | |||
Семяочистительная машина | 70% | |||
Сушилка семян льна | 0% |
Доля оборудования в станочном парке отрасли (по сведениям организаций льняной отрасли), эксплуатируемом до 10 лет составила на начало 2011 года 22%, 10 - 20 лет - 78%.
Проблема высокой изношенности сельскохозяйственной техники усугубляется отсутствием отечественных производителей сельхозтехники для уборки и переработки льна.
Все перечисленные факторы отрицательно влияют на уровень рентабельности выращивания и первичной переработки льна и не стимулируют сельских товаропроизводителей и переработчиков к инвестированию финансовых средств в дальнейшее развитие.
Устойчивое развитие льняного комплекса Томской области возможно при условии расширения объемов посевов льна-долгунца, интенсивного обновления, реконструкции и модернизации существующих производственных мощностей льноводческих предприятий, ввода новых высокотехнологичных перерабатывающих мощностей, внедрения инновационных методов переработки короткого льноволокна с целью получения конкурентоспособной продукции и расширения рынков сбыта.
Реализация подпрограммы обеспечит создание новых рабочих мест в льносеющих районах Томской области, будет способствовать привлечению в отрасль молодых высококвалифицированных кадров, что особенно актуально в сельскохозяйственном производстве.
2. Цель, задача, целевой показатель подпрограммы
2. Цель подпрограммы - увеличение валового сбора льна-долгунца.
3. Целевой показатель - валовой сбор льна-долгунца к 2020 году составит 2,0 тыс. тонн (117,6% к уровню 2011 года).
4. Задача подпрограммы - рост выручки от реализации продукции льняного комплекса.
5. Показатель реализации задачи - прирост выручки от реализации продукции льняного комплекса на 4% ежегодно.