Наименование подпрограммы | Развитие молочного скотоводства | |||||||||||||
Заказчик подпрограммы | Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области | |||||||||||||
Цель подпрограммы | Обеспечение ежегодного устойчивого роста объемов производства молока в сельскохозяйственных организациях | |||||||||||||
Показатель цели подпрограммы и его значения | Показатель | 2012 год | 2013 год | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||||
Объем производства молока | 87,8 | 89,5 | 91,3 | 93,2 | 95,0 | 96,9 | 98,8 | 100,8 | 102,8 | |||||
Задачи подпрограммы | Увеличение поголовья молочных коров в сельскохозяйственных организациях | |||||||||||||
Показатели задач подпрограммы и их значения | Показатель | 2012 год | 2013 год | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||||
Поголовье молочных коров | 20,5 | 20,7 | 20,9 | 21,1 | 21,3 | 21,5 | 21,7 | 21,9 | 22,2 | |||||
Сроки реализации подпрограммы | 2013- 2020 годы | |||||||||||||
Объем и источники финансирования | Срок | Объем | В том числе за счет средств | |||||||||||
федерального | областного | внебюджетных | ||||||||||||
2013 - 2020 | 1384343,8 | 0 | 591767,8 | 792576 | ||||||||||
2013 - 2020* | 1279853,8 | 0 | 487277,8 | 792576 | ||||||||||
2013* | 122000 | 0 | 39000 | 83000 | ||||||||||
2014* | 126150 | 0 | 39000 | 87150 | ||||||||||
2015* | 130507,5 | 0 | 39000 | 91507,5 | ||||||||||
2013 | 167000 | 0 | 84000 | 83000 | ||||||||||
2014 | 164950 | 0 | 77800 | 87150 | ||||||||||
2015 | 151197,5 | 0 | 59690 | 91507,5 | ||||||||||
2016 | 157757,4 | 0 | 61674,5 | 96082,9 | ||||||||||
2017 | 184645,2 | 0 | 83758,2 | 100887 | ||||||||||
2018 | 191877,5 | 0 | 85946,1 | 105931,4 | ||||||||||
2019 | 179471,3 | 0 | 68243,4 | 111227,9 | ||||||||||
2020 | 187444,9 | 0 | 70655,6 | 116789,3 | ||||||||||
*Средства областного бюджета в соответствии с Законом Томской области от 6 января 2013 года № 2-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Объем финансирования за счет средств областного, федерального бюджетов и внебюджетных источников определяется по согласованию с соответствующими органами и организациями и подлежит ежегодной корректировке исходя из возможностей бюджетов всех уровней | ||||||||||||||
Организация управления подпрограммой | Реализацию подпрограммы осуществляют Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию). Контроль за реализацией подпрограммы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию. Текущий контроль и мониторинг реализации подпрограммы осуществляют Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области, являющийся главным распорядителем средств областного бюджета, органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию) |
1. Приоритетные задачи социально-экономического развития
Томской области, на решение которых направлена подпрограмма
1. Несмотря на то, что молочное скотоводство является традиционной отраслью сельскохозяйственного производства Томской области, в последние десятилетия отмечается сокращение численности поголовья КРС и производства молока. Незначительный рост поголовья КРС, в том числе коров, наблюдается с 2009 года. Средний ежегодный темп роста поголовья КРС составляет 1,3%, коров - 0,9%. На 1 января 2012 года в хозяйствах всех категорий Томской области насчитывалось 99,5 тысяч голов КРС, в том числе 43,9 тыс. коров. Из них в сельскохозяйственных организациях 50,8 тыс. голов (51% от общей численности поголовья), 20,6 тыс. коров (46,9% от общего поголовья). Наличие КРС, в том числе коров, в Томской области представлено в таблице 1.
Наличие КРС, в том числе коров, в Томской области
Таблица 1
тыс. голов
| 01.01.2011 | 01.01.2012 | 2011 в % к 2010 |
Поголовье КРС | |||
Хозяйства всех категорий | 98,6 | 100,6 | 102,0 |
Сельскохозяйственные организации | 49,4 | 50,9 | 103,0 |
КФХ | 9,4 | 9,8 | 104,3 |
Хозяйства населения | 39,8 | 39,9 | 100,3 |
| Поголовье коров | ||
Хозяйства всех категорий | 43,5 | 44,4 | 102,1 |
Сельскохозяйственные организации | 20,3 | 20,6 | 101,5 |
КФХ | 3,6 | 3,9 | 108,3 |
Хозяйства населения | 19,7 | 19,9 | 101,0 |
| Поголовье КРС молочных пород | ||
Хозяйства всех категорий | 89,0 | 91,1 | 102,4 |
Сельскохозяйственные организации | 45,2 | 45,4 | 100,4 |
КФХ | 4,0 | 5,8 | 145,0 |
Хозяйства населения | 39,8 | 39,9 | 100,3 |
| Поголовье коров молочных пород | ||
Хозяйства всех категорий | 40,4 | 40,9 | 101,2 |
Сельскохозяйственные организации | 18,7 | 18,7 | 100,0 |
КФХ | 1,95 | 2,3 | 117,9 |
Хозяйства населения | 19,7 | 19,9 | 101,0 |
Одними из основных препятствий устойчивого развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала молочной продуктивности являются:
низкий удельный вес ферм с современными технологиями и оборудованием (20%);
значительное количество ферм с изношенными капитальными объектами.
Важными факторами, препятствующими решению проблемы рентабельности молочного скотоводства, являются:
неурегулированность экономических отношений в цепочке «сельскохозяйственный производитель - молокоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля», в результате чего на долю молочных ферм приходится не более 40% от розничной цены на молоко вместо 55% в Западных странах;
недостаточная государственная поддержка молочного скотоводства, которая в среднем по области составляет около 8% от производственных издержек.
Неэквивалентный товарообмен между продукцией промышленного производства и продукцией сельского хозяйства, недоступность к кредитным ресурсам привели к острому дефициту у производителей молока оборотных средств и средств для обновления основных фондов.
Выбытие кормозаготовительной техники опережает ее приобретение.
Сельскохозяйственные организации Томской области испытывают острый дефицит квалифицированных кадров, особенно в области управления.
В сложившейся ситуации создание условий для устойчивого развития молочного скотоводства является одним из приоритетных направлений аграрной политики в Томской области.
Объективная необходимость участия государства в развитии молочного скотоводства и производства молока обусловлена:
социальной значимостью молока как необходимого для здоровья населения продукта питания, наиболее доступного по цене;
биологическими особенностями КРС по сравнению со скороспелыми отраслями (птицеводство, свиноводство), в силу которых производственный цикл получения коровы составляет 24 - 28 месяцев;
необходимостью технологической модернизации существующих и строительства новых ферм для коров и молодняка.
Острота вышеизложенных проблем усугубляется недостатком комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития интенсивного молочного скотоводства, особенно в вопросах повышения эффективности отрасли за счет внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.
2. Цель, задача, целевой показатель подпрограммы
2. Цель подпрограммы - обеспечение ежегодного устойчивого роста объемов производства молока в сельскохозяйственных организациях
3. Целевой показатель - объем производства молока в сельскохозяйственных организациях к 2020 году составит 102,8 тыс. тонн (117,1 % к уровню 2012 года).
4. Задача подпрограммы - увеличение поголовья молочных коров в сельскохозяйственных организациях.