Комплексный подход в создании благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности детей-инвалидов, повышении адаптивных возможностей семей, воспитывающих детей-инвалидов, предусматривает выполнение следующих мероприятий:
1. Выявление и учет детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами, мониторинг потребностей родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в услугах учреждений социальной сферы.
2. Оказание своевременной медицинской помощи и проведение комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующей максимально возможному восстановлению утраченных функций ребенка.
3. Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования специалистов, осуществляющих социальную, медицинскую, педагогическую поддержку семей с детьми-инвалидами, оказывающих социальные услуги детям-инвалидам.
4. Создание и развитие служб, оказывающих поддержку детям-инвалидам, семьям с детьми-инвалидами (реабилитации детей раннего возраста (до 3 лет), мобильный пункт сопровождения семей, лекотека для детей с нарушением развития, мобильные выездные бригады социальных служб.
5. Внедрение инновационных технологий, методик, программ по реабилитации, социализации, интеграции детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами в общество (реабилитация при помощи аппаратно-программных комплексов БОС, иппотерапии, спелеотерапии, портативного физиотерапевтического оборудования и др.).
6. Преодоление изолированности семей с детьми- инвалидами, повышение их адаптивных возможностей (службы сопровождения семей с детьми-инвалидами, организация отдыха семей с детьми-инвалидами, дистанционное консультирование родителей, формирование школ (клубов общения), групп взаимопомощи родителей детей-инвалидов).
7. Создание условий, способствующих раскрытию творческого, спортивного потенциала детей-инвалидов, их профессиональное обучение, интеграция в среду здоровых сверстников, воспитание толерантного отношения общества к детям-инвалидам (проведение областного фестиваля творчества детей-инвалидов "Под парусом надежды", областной спартакиады инвалидов, творческого моста "Островок радости" и др.)
Системный подход строится путем реализации мероприятий Программы по трем направлениям: "Особенный ребенок", "Семья с детьми-инвалидами", "В кругу друзей".
Целью направления "Особенный ребенок" является организация мероприятий, направленных на профилактику детской инвалидности, оказание своевременной медицинской помощи и комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующей максимально возможному восстановлению утраченных функций ребенка.
Реализация мероприятий Программы по направлению "Особенный ребенок" позволит:
- своевременно проводить коррекцию нервно-психического развития детям, страдающим фенилкетонурией (ежегодно 27 детей-инвалидов);
- обеспечить выхаживание недоношенных, маловесных детей на базе ГБУЗ "Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова";
- создать службы реабилитации детей раннего возраста (до 3-х лет) на базе ГКУССЗН "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" и на базе МКУ "КСРЦН "Защита детства" (ежегодно реабилитация не менее 380 детей раннего возраста (до 3-х лет);
- внедрять инновационные технологии реабилитации детей-инвалидов детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием аппаратно-программных комплексов БОС, на базе ГКУССЗН "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (ежегодно реабилитация не менее 1500 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- получение дополнительного профессионального образования специалистами учреждений социального обслуживания, изучение и внедрение новых технологий реабилитации детей раннего возраста, имеющих отклонения в развитии.
Целью направления "Семья с детьми-инвалидами" является организация мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи семье с ребенком-инвалидом, создание благоприятных условий для развития таких детей в условиях семейного воспитания, способствующих их успешной социализации и самореализации.
Реализация мероприятий Программы по направлению "Семья с детьми-инвалидами" позволит:
- сформировать базу данных о детях-инвалидах и семьях детей-инвалидов, получить аналитические данные о потребностях родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в услугах учреждений социальной сферы;
- разработать и апробировать инновационные программы и методики по реабилитации детей-инвалидов на базе экспериментальной площадки ГКУССЗН "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями";
- внедрять инновационные методы реабилитации детей, страдающих аутизмом, в том числе метод иппотерапии, на базе ГКУССЗН "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (ежегодно реабилитация 30 детей с ранним детским аутизмом);
- осуществлять сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов, командой специалистов "мобильного пункта" (психолог, педагогический работник, врач-психиатр, врач-невропатолог) ГБОУ Пензенской области "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей" (ежегодно сопровождение не менее 350 семей, воспитывающих детей-инвалидов);
- организовать "Лекотеку" для детей-инвалидов в возрасте от 2 до 7 лет на базе ГБОУ Пензенской области "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей" (ежегодно психолого-педагогическое сопровождение не менее 30 детей-инвалидов с ДЦП, с нарушением интеллектам расстройством аутистического спектра);
- обеспечить доступность социальных услуг детям- инвалидам и семьям с детьми-инвалидами посредством оказания помощи специалистами (психолог, юрист, медицинский работник, педагогический работник, специалист по социальной работе и др.) мобильных выездных бригад, созданных на базе учреждений социального обслуживания (порядка 900 семей с детьми-инвалидами);
- совершенствовать систему информирования родителей, воспитывающих детей-инвалидов, путем внедрения дистанционного консультирования, организованного на базе учреждений социального обслуживания Пензенской области (консультирование порядка 1500 родителей детей - инвалидов);
- обеспечить функционирование групп кратковременного (дневного) пребывания детей на базе муниципальных учреждений социального обслуживания населения;
- обеспечить получение профессионального обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (ежегодное проведение социально-трудовой реабилитации не менее 100 детей-инвалидов);
- оказать содействие в трудоустройстве родителей детей-инвалидов (не менее 10 родителей детей-инвалидов);