2.1. Правовая экспертиза заключается в правовой оценке вида муниципального акта, компетенции органа местного регистрации и хранения муниципальных нормативных правовых актов, представленных в регистр муниципальных нормативных правовых актов Пензенской области на бумажных носителях и в электронном виде самоуправления (должностного лица местного самоуправления), принявшего муниципальный акт, содержащихся в муниципальном акте норм, порядка принятия, официального опубликования (обнародования) и вступления в силу на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пензенской области, законов и иных нормативных правовых актов Пензенской области, устава муниципального образования. При проведении правовой экспертизы муниципального акта, который признает утратившим силу другой муниципальный акт, оценивается также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате признания утратившим силу (отмены) данного муниципального акта.
2.2. Правовая экспертиза не проводится:
1) муниципальных актов отмененных или признанных утратившими силу;
2) муниципальных актов, срок действия которых истек.
2.3. При поступлении муниципального акта, вносящего изменение в ранее принятый муниципальный акт, проводится правовая экспертиза измененного муниципального акта и составляется экспертное заключение на измененный муниципальный акт.
2.4. При проведении правовой экспертизы устанавливается следующее:
1) во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом и иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом и иным нормативным правовым актом Пензенской области, какой нормой устава муниципального образования принят муниципальный акт;
2) соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе Пензенской области, законах и иных нормативных правовых актах Пензенской области, в уставе муниципального образования.
2.5. Особого внимания требует оценка компетенции органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления на принятие муниципального акта.
2.6. Признаки несоответствия муниципального акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Пензенской области, законам и иным нормативным правовым актам Пензенской области, уставу муниципального образования:
- отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пензенской области, законом и иными нормативными правовыми актами Пензенской области, уставом муниципального образования небходимы для издания муниципального акта;
- принятие муниципального акта во исполнение отмененного федерального закона и иного нормативного правового акта Российской Федерации, закона и иного нормативного правового акта Пензенской области, отмененной нормы устава муниципального образования;
- неправильный выбор федерального закона и иного нормативного правового акта Российской Федерации, закона и иного нормативного правового акта Пензенской области, примененного при принятии муниципального акта, а также неправильный выбор нормы устава муниципального образования;
- принятие муниципального акта органом местного самоуправления (должностным лицом местного самоуправления), в компетенцию которого принятие данного муниципального акта не входит, либо издание с превышением полномочий, предоставленных данному органу местного самоуправления (должностному лицу местного самоуправления);
.- нарушение порядка принятия муниципального акта;
- нарушение установленного порядка вступления в силу муниципального акта;
- включение в муниципальный акт норм и положений, не соответствующих Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Пензенской области, законам и иным нормативным правовым актам Пензенской области, уставу муниципального образования;
- иные признаки несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Пензенской области, законам и иным нормативным правовым актам Пензенской области, уставу муниципального образования.
2.7. В ходе правовой экспертизы также оценивается соблюдение правил юридической техники, а именно наличие набора реквизитов муниципального акта (вид, дата, номер и название муниципального акта, в краткой форме отражающее предмет правового регулирования и соответствующее содержанию муниципального акта),структура муниципального акта, правильность использования юридической терминологии (употребляется ли один и тот же термин в одном и том же значении, обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве, законодательстве Пензенской области), полнота правового регулирования, правовая определенность, внутренняя согласованность норм муниципального акта.