7.1. Системный характер и многообразие проблем, обусловленных ментальными нарушениями, предполагает консолидацию межведомственных и междисциплинарных усилий для осуществления комплексного сопровождения граждан целевой группы в следующих системообразующих аспектах.
7.1.1. Медицинский аспект включает:
создание системы раннего выявления признаков РАС и нарушений развития ребенка;
предоставление специализированной медицинской помощи, медицинского сопровождения детей и взрослых с РАС И ДМН;
статистический учет пациентов с РАС.
Механизм реализации медицинского аспекта:
наличие координационного звена и методического сопровождения оказания услуг по социальной и медицинской реабилитации детям с ментальными нарушениями, в том числе ранней помощи, на базе ГУЗ "ОКПБ", ГУЗ СО "Детский центр медицинской реабилитации";
проведение скрининга, выявление детей с РАС и ДМН на базе медицинских организаций, оказывающих помощь детям;
организация работы по ранней помощи детям целевой группы на базе медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения области;
исполнение медицинских стандартов специальной медицинской помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра);
обеспечение деятельности координационного звена реализации Концепции в системе медицинского сопровождения семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями.
7.1.2. Образовательный аспект включает:
развитие вариативных форм получения дошкольного и общего образования с учетом особенностей и возможностей каждого обучающегося;
сохранение сети общеобразовательных организаций для обучающихся по адаптированным основным образовательным программам;
создание условий для получения среднего профессионального и высшего образования лицами с ментальными нарушениями;
создание условий для дополнительного образования детей с ментальными нарушениями, предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации обучающихся целевой группы;
создание условий для повышения квалификации специалистов системы здравоохранения, социального обслуживания, образования, спорта и культуры;
организацию работы с родителями или иными законными представителями детей с ментальными нарушениями и РАС в системе образования;
организацию работы ресурсного центра по сопровождению образования детей с РАС, включая услугу по раннему комплексному обследованию детей психолого-медико-педагогическими комиссиями.
Механизм реализации образовательного аспекта:
обеспечение детям с РАС и ДМН права на получение образования с соблюдением требований федеральных и областных нормативных правовых актов;
работа центра координации реализации Концепции и методического сопровождения образования детей с РАС на базе ГАУ ДПО "Саратовский областной институт развития образования", ГБУ СО "Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей" г. Саратова;
совершенствование работы консультативных центров по развитию инклюзивных практик, созданных на базе ГАУ ДПО "Саратовский областной институт развития образования";
мониторинг условий получения дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования гражданами целевой группы.
7.1.3. Социальный аспект включает:
оказание людям с РАС и ДМН специализированных услуг по абилитации и реабилитации;
вовлечение граждан целевой группы (с учетом степени ограничения) и их семей в социокультурные, творческие, спортивные мероприятия и программы;
организацию ранней, в том числе консультационной, помощи семьям, воспитывающим детей с РАС, на базе учреждений, подведомственных министерству труда и социальной защиты области;