В настоящей Концепции применяются следующие термины и определения:
2.1. Абилитация - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
2.2. Группа комбинированной направленности - форма организации дошкольного образования, при которой организовано совместное образование нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают дошкольное образование по адаптированной программе с учетом особенностей их психофизического развития.
2.3. Группа компенсирующей направленности - форма организации дошкольного образования только для детей с ограниченными возможностями здоровья, при которой осуществляется коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
2.4. Доступная среда - обеспечение равного доступа людей с ментальными нарушениями к объектам инфраструктуры, услугам и информации, включая возможность образования и трудоустройства, независимо от наличия постоянных или временных ограничений мобильности.
2.5. Инклюзивное обучение - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных и других особенностей предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, измененные методы оценки и другие.
2.6. Интегрированный класс - форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы.
2.7. Комплексное сопровождение - содействие гражданам с ментальными нарушениями в получении социально значимых услуг (медицинских, социальных, образовательных, услуг в сфере физической культуры и спорта, профессиональной подготовки и занятости), а также проведение комплекса мероприятий с законными представителями граждан с ментальными нарушениями, направленных на социальную интеграцию в общество и повышение социальной активности данных семей.
2.8. Ментальные нарушения - умственные и психические (интеллектуальные) расстройства, которые ограничивают способность человека обслуживать себя, обучаться, заниматься трудовой деятельностью и осложняют процесс интеграции в общество.
2.9. Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг для детей до 3 лет и их родителей. При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7-8 лет.
2.10. Расстройства аутистического спектра (РАС) - это глубокие нарушения развития, которые, помимо прочего, характеризуются сниженным интересом к социальным контактам и пониженным пониманием социальных ситуаций. Кроме того, существуют языковые особенности и ограничения, прежде всего в языковом развитии, но также и в прагматическом использовании языка.
2.11. Реабилитация - система полного или частичного восстановления способностей к бытовой, общественной, профессиональной или иной деятельности.
2.12. Служба ранней помощи - форма организации сопровождения детей с отклонениями в развитии в раннем возрасте (до 3 лет), предполагающая индивидуальную диагностику ребенка, проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми и консультаций родителей специалистами сопровождения.
2.13. Сопровождаемое проживание инвалидов - стационарозамещающая технология социального обслуживания, предусматривающая возможность предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации, абилитации и социальному сопровождению в привычной, благоприятной для него среде, максимально приближенной к домашней.