ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2022 года N 1138-П


Об утверждении Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Саратовской области на 2022-2024 годы


В целях реализации общественного проекта Приволжского федерального округа "Ментальное здоровье" на территории Саратовской области Правительство Саратовской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Саратовской области на 2022-2024 годы (далее - Концепция).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления Саратовской области руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации муниципальных планов мероприятий по организации комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.

3. Министерству информации и массовых коммуникаций области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.


Губернатор Саратовской области
Р.В. Бусаргин


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Саратовской области
от 25 ноября 2022 года N 1138-П


Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Саратовской области на 2022-2024 годы

1. Общие положения


1.1. Концепция комплексного сопровождения людей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Саратовской области на 2022-2024 годы (далее - Концепция) направлена на создание организационно-правовых, методических и инфраструктурных условий для решения проблем социализации указанной категории граждан, проживающих в Саратовской области.

1.2. Необходимость создания системы комплексного сопровождения людей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями (далее - РАС и ДМН соответственно) в Саратовской области, направленной на обеспечение прав граждан целевой группы на полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, на охрану здоровья, абилитацию, реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду и полноценную жизнь в обществе, обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции ООН о правах инвалидов.

1.3. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является интеграция людей с РАС и ДМН в общество, формирование условий для их развития, взаимодействия с другими людьми и окружающим миром. Дети с ментальными нарушениями отличаются от своих сверстников неразвитыми социально-бытовыми навыками, неприспособленностью к повседневным делам, неспособностью подражать поведению взрослых в повседневной жизни, трудностями с применением накопленных знаний в реальной жизни, отсутствием мотивации к овладению социально-бытовыми навыками и, как следствие, часто невозможностью самостоятельного проживания в обществе. Своевременное комплексное сопровождение таких детей способствует максимальному развитию способностей, успешной социализации и включению их в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

1.4. Создание условий для включения людей с РАС и ДМН в систему комплексного сопровождения позволит сформировать у них определенные профессиональные навыки и вовлечь в социальную и трудовую деятельность.

1.5. Необходимость постоянного ухода за гражданами целевой группы значительно снижает возможность трудоустройства членов их семей.

Возможность вовлечения в межведомственную систему комплексного сопровождения детей с РАС с самого раннего возраста позволит родителям и иным законным представителям заниматься трудовой деятельностью.

1.6. По данным министерства здравоохранения области число несовершеннолетних с РАС, состоящих под наблюдением в 2021 году, составило 1014 человек, в том числе:

в возрасте от 1 до 7 лет - 51 человек;

от 7 до 17 лет - 963 человека;

имеют инвалидность - 377 человек;

впервые установлен диагноз РАС в отчетном году - 126 детям.

1.7. Оптимальный возраст для раннего выявления признаков заболевания у детей, а также проведения медицинской диагностики (скрининга) - от 1,5 до 3 лет. Однако в большинстве случаев диагноз устанавливается детям в возрасте от 5 до 9 лет, что снижает эффективность абилитационных мероприятий.

1.8. Система оказания помощи людям с РАС и ДМН и их семьям в Саратовской области включает учреждения и организации системы здравоохранения, образования, социального обслуживания, общественные некоммерческие и коммерческие организации.

1.9. В Саратовской области медицинская реабилитация детей с РАС на ранних этапах осуществляется в рамках "неврологического случая" в поликлиниках по месту жительства. Для детей целевой группы систематически проводятся курсы медикаментозной терапии, физиолечения, массажа, лечебной физкультуры, психотерапии, медицинской психологии.

По профилю "медицинская реабилитация" в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в области развернуто 85 круглосуточных коек и 10 коек дневного стационара в 2 смены, 1800 амбулаторных случаев реабилитации, 288 случаев медицинской реабилитации в условиях дневного стационара для детей с расстройствами психики и поведения (бюджетные ассигнования) в 5 учреждениях здравоохранения, где ежегодно получают реабилитационное лечение более 4000 несовершеннолетних.

Медицинское обслуживание детей с ментальными нарушениями осуществляют 93 специалиста, из них 75 неврологов и 18 психиатров.

Стационарная помощь детям с ментальными нарушениями оказывается в ГУЗ "Энгельсская детская клиническая больница", ГУЗ "Саратовская городская детская больница N 7", ГУЗ СО "Вольская РБ". В условиях дневного стационара - на базе ГУЗ СО "Детский центр медицинской реабилитации", АО "Санаторий "Октябрьское ущелье".

Консультативно-информационная помощь семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, по проблемам медицинского аспекта оказывает "Детский лечебно-диагностический центр" филиал ГУЗ "Саратовская областная психиатрическая больница Святой Софии", где осуществляется амбулаторный прием пациентов с ментальными нарушениями.

Детское амбулаторно-поликлиническое отделение рассчитано на 10 посещений в смену с дневным стационаром на 20 коек для госпитализации детей в возрасте от 3 до 15 лет. На базе ГУЗ СО "Детский центр медицинской реабилитации" работает психоневрологическое отделение в условиях дневного стационара, рассчитанное на 9 посещений в смену, проводятся амбулаторные консультации врача-психиатра, медицинского психолога и дефектолога.

В целях организации работы по комплексному сопровождению людей с РАС и ДМН в системе здравоохранения Саратовской области необходимо обеспечение условий доступности услуг ранней диагностики и медицинской помощи детям в отдаленных районах области. Учитывая дефицит врачей-психиатров, преимущественно в сельских районах области, необходима организация работы по совершенствованию кадровых ресурсов.

1.10. В системе образования Саратовской области дети с ментальными нарушениями и РАС получают услуги в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и внедряющих инклюзивную практику, в организациях профессионального образования.

Особые условия для получения детьми с ментальными нарушениями дошкольного образования созданы в 45 муниципальных дошкольных учреждениях, где действуют 18 групп компенсирующей направленности и 27 групп комбинированной направленности. В 4 государственных школах-интернатах Саратова и Энгельса созданы отделения, реализующие программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушением речи, слуха, зрения, интеллектуальными нарушениями.

В 382 муниципальных общеобразовательных организациях функционируют 165 интегрированных классов и 512 классов, в которых организовано инклюзивное обучение детей по общеобразовательным программам начального общего и основного общего образования, а также по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями.

Сохранена сеть отдельных государственных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы. В настоящее время функционируют 20 учреждений, в том числе для детей с интеллектуальными нарушениями - 8 школ-интернатов и 7 школ, в которых в отчетном году обучалось 1952 человека, в том числе 1006 детей-инвалидов.

По данным министерства образования области 601 ребенок с РАС охвачен образовательными услугами на разных уровнях образования, в том числе 83 ребенка посещают дошкольные образовательные организации, 516 детей обучаются в общеобразовательных организациях, 2 человека - в организациях профессионального образования.

Кроме того, 5 граждан с РАС в 2021/2022 году обучались основам рабочих профессий в ГАПОУ СО "Саратовский комплекс-интернат профессионального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья", подведомственном министерству труда и социальной защиты области.

Психолого-педагогическую, консультативную помощь семьям с детьми с РАС, а также комплексное диагностическое обследование и определение специальных условий для получения образования детьми с РАС на территории Саратовской области обеспечивают центральная и 7 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий.

Полномочия по разработке программы психолого-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида возложены на ГБУ СО "Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей" г.Саратова.

1.11. Система социального обслуживания граждан с ментальными нарушениями включает 56 учреждений социального обслуживания населения:

41 учреждение социального обслуживания семьи и детей и 15 реабилитационных учреждений: 4 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, ГАУ СО "Центр адаптации и реабилитации инвалидов" трудоспособного возраста, 3 специальных реабилитационных дома-интерната для детей, ГАПОУ СО "Саратовский комплекс-интернат профессионального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ", ГБУ СО ДО "Областная комплексная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа "Реабилитация и Физкультура" с сетью филиалов в 14 муниципальных районах области.

1.12. В государственных и муниципальных учреждениях культуры и спорта Саратовской области отсутствуют адаптивные разработанные программы и секции для людей с РАС. В настоящее время мероприятия социокультурной реабилитации людей с РАС и ДМН реализуются в учреждениях социального обслуживания населения. Занятия адаптивной физической культурой и спортом для лиц с интеллектуальными нарушениями организованы в спортивно-адаптивной школе "Реабилитация и Физкультура".

В 2021 году занятия в школе посещали 417 человек с интеллектуальными нарушениями, в том числе 288 детей, из них 88 детей с РАС.

С целью развития системы комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН в текущем году в рамках мероприятий государственной программы по формированию региональной системы реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в государственные и муниципальные учреждения культуры и спорта будет приобретено реабилитационное оборудование и спортивный инвентарь для организации и проведения реабилитационных мероприятий.

1.13. Услуги гражданам с ментальными нарушениями на территории Саратовской области также оказывают общественные организации.

1.14. Анализ имеющихся ресурсов в сфере оказания помощи лицам с ментальными нарушениями указывает на необходимость развития межведомственной системы непрерывного комплексного сопровождения граждан целевой группы.

2. Термины и определения, используемые в Концепции


В настоящей Концепции применяются следующие термины и определения:

2.1. Абилитация - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

2.2. Группа комбинированной направленности - форма организации дошкольного образования, при которой организовано совместное образование нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают дошкольное образование по адаптированной программе с учетом особенностей их психофизического развития.

2.3. Группа компенсирующей направленности - форма организации дошкольного образования только для детей с ограниченными возможностями здоровья, при которой осуществляется коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

2.4. Доступная среда - обеспечение равного доступа людей с ментальными нарушениями к объектам инфраструктуры, услугам и информации, включая возможность образования и трудоустройства, независимо от наличия постоянных или временных ограничений мобильности.

2.5. Инклюзивное обучение - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных и других особенностей предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, измененные методы оценки и другие.

2.6. Интегрированный класс - форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы.

2.7. Комплексное сопровождение - содействие гражданам с ментальными нарушениями в получении социально значимых услуг (медицинских, социальных, образовательных, услуг в сфере физической культуры и спорта, профессиональной подготовки и занятости), а также проведение комплекса мероприятий с законными представителями граждан с ментальными нарушениями, направленных на социальную интеграцию в общество и повышение социальной активности данных семей.

2.8. Ментальные нарушения - умственные и психические (интеллектуальные) расстройства, которые ограничивают способность человека обслуживать себя, обучаться, заниматься трудовой деятельностью и осложняют процесс интеграции в общество.

2.9. Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг для детей до 3 лет и их родителей. При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7-8 лет.

2.10. Расстройства аутистического спектра (РАС) - это глубокие нарушения развития, которые, помимо прочего, характеризуются сниженным интересом к социальным контактам и пониженным пониманием социальных ситуаций. Кроме того, существуют языковые особенности и ограничения, прежде всего в языковом развитии, но также и в прагматическом использовании языка.

2.11. Реабилитация - система полного или частичного восстановления способностей к бытовой, общественной, профессиональной или иной деятельности.

2.12. Служба ранней помощи - форма организации сопровождения детей с отклонениями в развитии в раннем возрасте (до 3 лет), предполагающая индивидуальную диагностику ребенка, проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми и консультаций родителей специалистами сопровождения.

2.13. Сопровождаемое проживание инвалидов - стационарозамещающая технология социального обслуживания, предусматривающая возможность предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации, абилитации и социальному сопровождению в привычной, благоприятной для него среде, максимально приближенной к домашней.

3. Перечень правовых актов, регулирующих комплексное сопровождение людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Саратовской области


3.1. Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицирована Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";

Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года N 1559-1, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года;

Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»