Недействующий

Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей Саратовской области на 2022-2030 годы (с изменениями на 2 августа 2022 года)

Состояние и проблемы дополнительного образования детей Саратовской области


В Российской системе образования, в том числе в системе образования Саратовской области, особое внимание уделяется развитию дополнительного образования детей, которое, как указано в законе "Об образовании в Российской Федерации", направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование обладает рядом особенностей (практикоориентированность, вариативность, многообразие видов образовательной деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям детей), которые позволяют ему стать зоной личностного и профессионального самоопределения каждого ребенка. Кроме того адаптивность дополнительного образования позволяет ему гибко реагировать на изменения, государственные и общественные запросы. Система дополнительного образования органично сочетает запросы государства и общества, предлагая образовательные продукты, востребованные и интересные для современных детей и их родителей (законных представителей).

Тренды развития Саратовской области определены в Стратегии социально-экономического развития Саратовской области на 2022-2030 годы. Анализ социально-экономического развития региона позволяет выделить два ведущих сектора восстановления региональной экономики - создание Саратовской и Балаковской агломераций, драйверами роста которых должны стать IT-отрасли, туризм и медицина. Наукоемкие компетенции: инжиниринг, химия, железнодорожный транспорт - это те компетенции, на базе которых можно строить новые образовательные стартапы, соответственно чему были определены региональные стратегии развития дополнительного образования:

для выделенных агломераций - дополнительные общеобразовательные программы, направленные на инженерное (инженерные и биотехнологии) образование и развитие метапредментных компетенций (грамотностей);

для остальных территорий - дополнительные общеобразовательные программы (далее - ДОП), направленные на социокультурные компетенции (технологии, улучшающие качество жизни людей).

Существенным фактором реализации этих стратегий является сложившийся социально-экономический потенциал Саратовской области:

1. Развитый агропромышленный комплекс (3 место по России).

2. Устойчивая производственная сфера (металлургия, химическая промышленность, машиностроение, электроэнергетика, лесная промышленность).

3. Высокий научно-образовательный потенциал (научно-исследовательские институты - более 30, высшие учебные заведения - 8. учреждения среднего профессионального образования - 54).

4. Богатое культурно-историческое наследие (храмы, музеи, театры, парки и др.).

5. Положительная демографическая динамика Саратовской области (повышение рождаемости).

6. Участие в конкурсных отборах на получение федеральных субсидий (технопарки, IT - кубы, центры "Точка роста", новые места дополнительного образования и др.).

7. Внедрение целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, особенно системы персонифицированного финансирования дополнительного образования (далее - ПФДО), которая способствует развитию конкуренции в дополнительном образовании и, как следствие, расширению доступности для детей различной категории.

Расширение системы конкурсных мероприятий федерального уровня, задающих векторы профессионального развития педагогических кадров.

При этом существует ряд негативных факторов, которые могут повлиять на развитие дополнительного образования в регионе:

1. Стагнация промышленной сферы (высокий уровень износа основных фондов и низкий коэффициент их обновления).

2. Недостаточный уровень конкурентноспособности, производимой на территории области продукции.

3. "Старение" научно-педагогических кадров региона.

4. Низкая социальная защищенность населения.

5. Отток молодых перспективных специалистов в более развитые регионы.

Таким образом, Саратовская область обладает достаточно высоким социально-экономическим потенциалом, позволяющим работникам сферы дополнительного образования предлагать детям в возрасте от 5 до 18 лет актуальные, современные ДОП, учитывающие социальные запросы родителей и детей.

Сложившаяся инфраструктура дополнительного образования в Саратовской области до 2019 года включала в себя, по большей части, учреждения дополнительного образования, находящиеся в различных ведомствах, и дошкольные образовательные организации. Кроме того, дополнительное образование успешно реализуется на базе коррекционных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; в центрах психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, реабилитационных центрах для детей особых категорий (трудная жизненная ситуация, девиации и др.)

Включение региона в процесс реализации национального проекта "Образование" позволило расширить инфраструктуру дополнительного образования. В частности, были созданы условия для развития IT - сферы, инжиниринга и биотехнологий на высокотехнологичном оборудовании:

открыт детский технопарк "Кванториум" в г. Саратове на площадке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.";

функционирует мобильный технопарк "Кванториум", который осуществляет деятельность на территории 6 муниципальных районов области;

в 2020 году в городе Балашове открыт центр цифрового образования "IT - куб";

в 2019-2021 годах на базе общеобразовательных организаций области открыты 175 центров "Точка роста";

в 2020 году на базе государственного бюджетного учреждения Саратовской области дополнительного образования "Областной центр экологии, краеведения и туризма" открыты региональная "Экостанция" и региональный "Центр детско-юношеского туризма".