Динамичное развитие рынка товаров и услуг, совершенствование его инфраструктуры, появление новых, в том числе цифровых, технологий порождает потребительские риски и требует большей консолидации усилий, умения прогнозировать эти риски и своевременно на них реагировать.
На протяжении 2019 года областной рынок товаров и услуг демонстрировал относительную стабильность и высокий уровень товарной насыщенности. Только в организациях розничной торговли области ежемесячный объем товарных запасов оценивался размером от 21,3 млрд рублей в январе 2019 года до 24,5 млрд рублей в декабре 2019 года.
Розничный товарооборот по итогам года составил 375 млрд рублей с динамикой 100,7 процента, оборот общественного питания - 15,5 млрд рублей с динамикой 101,5 процента, населению области оказано платных услуг на 102,2 млрд рублей или 100,1 процента к 2018 году.
В объеме платных услуг доля коммунальных услуг составила 28,9 процента, телекоммуникационных - 18,5 процента, транспортных - 11,9 процента, бытовых - 10,3 процента.
Важно подчеркнуть, что перечень потребительских товаров и услуг постоянно расширяется и требует новых подходов к вопросам защиты прав потребителей.
В 2019 году на территории области действовал программно-целевой подход к решению вопросов защиты прав потребителей, который обеспечивал прозрачность и согласованность действий уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов области, общественных организаций.
В регионе сформирована система защиты прав потребителей, обеспечивающая комплекс работ по формированию и реализации политики в сфере защиты прав потребителей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В 2019 году исполнение мероприятий Комплексной программы "Обеспечение защиты прав потребителей в Саратовской области" на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 19 июля 2016 года N 378-П (далее - Комплексная программа) осуществлялось по шести направлениям.
Информационно-аналитическое сопровождение системы защиты прав потребителей на территории Саратовской области и определение приоритетных направлений деятельности по совершенствованию системы защиты прав потребителей
Поступательное развитие рынка товаров и услуг требует оперативного решения вопросов защиты прав потребителей на муниципальном уровне. Поэтому в качестве приоритета определена работа с органами местного самоуправления по их интеграции в областную систему защиты прав потребителей, как звена наиболее приближенного к потребителю.
В 2019 году в муниципальных образованиях области действовали муниципальные программы по защите прав потребителей, за год при администрациях 8 муниципальных районов образованы совещательные органы по защите прав потребителей.
В качестве оказания методологической помощи и для применения в работе администрациям районов области направлено более 30 методических рекомендаций.
Методологическая и информационная поддержка производителям и продавцам товаров, исполнителям работ и услуг в сфере защиты прав потребителей
Информационная поддержка предприятий-производителей осуществлялась через региональный специализированный информационно-аналитический портал государственной поддержки и развития инновационной деятельности. Услугами портала воспользовались более 70 организаций Саратовской области.
В рамках информационной поддержки субъектам предпринимательства направлено более 100 писем информационно-разъяснительного характера об изменениях действующего законодательства и правоприменительной практики.
Информация о мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также специальных налоговых режимах для малого бизнеса, в том числе промышленных предприятий, размещена на портале Правительства области, официальном сайте министерства экономического развития области, официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований, сайтах организаций инфраструктуры поддержки бизнеса и общественных бизнес-объединений области.
По вопросам созданных в регионе условий для развития предпринимательства размещено 1474 информационных материалов.
В целях повышения доступности инструментов финансовой поддержки для субъектов бизнеса, в том числе в сфере промышленности, проводится системная информационная работа о возможностях микрофинансовой и гарантийной поддержки некоммерческой микрокредитной компании "Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства Саратовской области" и акционерного общества "Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области", а также о программах кредитно-гарантийной поддержки акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и акционерного общества "МСП Банк".
На площадке бизнес-инкубатора проведен семинар для предпринимателей в сфере гостиничного бизнеса.
Федеральным бюджетным учреждением "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний им. Б. А. Дубовикова в Саратовской области" с руководителями метрологических служб предприятий проведены совещания, оказано 78 консультаций по вопросам метрологического обеспечения.
В 2019 году реализованы мероприятия по обучению и повышению квалификации 340 сотрудников предприятий и организаций, формирующих рынок товаров и услуг.
Совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям
В 2019 году органами, входящими в систему защиты прав потребителей, оказано 37613 бесплатных консультационных услуг потребителям, в том числе по письменным и устным обращениям граждан, из них на долю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Саратовской области) и федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" пришлось 56,2 процента консультационных услуг.
Продолжена реализация проекта по организации консультирования потребителей на базе государственного автономного учреждения Саратовской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ).
В рамках расширения форм участия МФЦ в защите прав потребителей площадка МФЦ использовалась для организации консультирования в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей. Технические возможности МФЦ использовались для трансляции просветительских видеороликов по финансовой грамотности Банка России.
Судебная практика в защиту прав потребителей, формировалась с тенденцией к росту объемов гражданских дел, в которых принимало участие Управление Роспотребнадзора по Саратовской области. Удельный вес судебных решений, вынесенных в пользу потребителей, по результатам участия Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в процессах составил 99,4 процента. В пользу потребителей присуждено более 11 млн рублей.
Во исполнение Комплексной программы и в целях развития системы оказания правовой помощи потребителям Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области заключено 6 соглашений о взаимном сотрудничестве с общественными организациями, осуществляющими защиту прав потребителей, в рамках которых проведено 49 мероприятий с предпринимателями.
Организация системного обучения основам правовых знаний в сфере защиты прав потребителей