Действующий

Об утверждении Комплексной программы развития отдаленных районов Саратовской области на 2019-2021 годы (с изменениями на 19 марта 2020 года)

1. Общая характеристика проблемной сферы


Отдаленные территории несут особую, общенациональную функцию, выполняя производственно-экономические, социально-демографические, рекреационные и многие другие задачи.

При этом помимо уже названных проблемных вопросов, связанных с демографической ситуацией, кадрами и обеспеченностью необходимой инфраструктурой, данные территории сталкиваются с целым рядом дополнительных вызовов.

Основной сектор экономики районов - сельское хозяйство - характеризуется недостаточным уровнем эффективности и развивается, в основном, экстенсивным методом.

При этом главным фактором риска остается его монопрофильность, особенно в таких районах, как Романовский, Турковский и Самойловский, которые специализируются преимущественно на растениеводстве.

Для наращивания конкурентных позиций требуется усиление акцента на параллельное развитие животноводства с соответствующей специализацией: для левобережных районов - в сторону мясного скотоводства, для правобережных - в сторону молочного. С учетом сохранения угроз по АЧС свиноводство следует замещать альтернативными видами: птицеводством и овцеводством.

Основной ресурс - земля - используется пассивно. Не участвует в обороте более 77,7 тыс. га пашни, наиболее остро данная проблема стоит в Озинском районе, где не используется 61,6 тыс. га (приложение N 5 к Программе).

Отмечается существенный износ и избыточная нагрузка на сельхозтехнику во многих районах Левобережья, включая Озинский и Перелюбский районы.

Недостаточен объем элеваторных мощностей. Обеспеченность области зерном в зависимости от года в 10-18 раз превышает потребности населения. Мощность единовременного хранения на элеваторах составляет порядка 3,2 млн т, что бывает недостаточным в такие урожайные годы, как 2017-й. На территории Александрово-Гайского района мощности для хранения зерна и технических культур отсутствуют, в Перелюбском районе имеются сооружения для хранения мощностью 115,0 тыс. т, что составило 48,7 процента от урожая 2017 года, Романовском - 63,0 тыс. т (54,3 процента), Турковском - 92,0 тыс. т (84,9 процента), Озинском - 70,0 тыс. т (77 процентов), Ивантеевском - 50,0 тыс. т (35,5 процента) соответственно.

Доминирующей формой ведения хозяйства являются личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ), на их долю в структуре категорий хозяйств приходится от 97,6 процента в Самойловском районе до 99,4 процента в Озинском районе. Доля КФХ в общем количестве сельскохозяйственных товаропроизводителей незначительна и колеблется от 0,4 процента в Озинском районе до 2,1 процента в Самойловском районе. Количество сельскохозяйственных организаций минимально - 0,1 процента в Александрово-Гайском районе, 0,2 процента - в Ивантеевском, Озинском и Турковском районах, 0,3 процента - в Перелюбском, Романовском и Самойловском районах. При этом чрезвычайно низка активность и качество подаваемых заявок на получение грантовой поддержки начинающим фермерам и семейным животноводческим фермам со стороны Ивантеевского, Турковского, Романовского и Самойловского районов области. При этом Александрово-Гайский, Перелюбский и Озинский районы активно и ответственно готовят своих фермеров для участия в программе.

Исключениями из резко ограниченной сельскохозяйственной специализации являются Перелюбский и Озинский районы области, чьи территории богаты полезными ископаемыми, в том числе минеральными (Перелюбский район). Однако и в этих территориях стоит проблема диверсификации производства, в настоящее время их экономика становится заложницей сырьевого потенциала, а доля обрабатывающей промышленности с высокой добавленной стоимостью и своим конечным продуктом остается низкой.

Дополнительным фактором риска выступает недостаточно благополучная деловая среда, не позволяющая системно развивать альтернативные виды деятельности.

Об этом свидетельствуют самые низкие в регионе показатели инвестиций: за последние 5 лет в Романовском районе инвестировано 0,4 тыс. рублей на тысячу населения, Самойловском - 1,6 тыс. рублей, Турковском - 2,2 тыс. рублей, Озинском - 2,8 тыс. рублей, Александрово-Гайском - 4,4 тыс. рублей, Ивантеевском - 13,1 тыс. рублей при среднеобластном показателе 40,1 тыс. рублей на тысячу жителей. Единственным исключением из данного перечня является Перелюбский район с показателем 66,3 тыс. рублей, что обусловлено обновлением парка сельхозмашин и оборудования местными товаропроизводителями, а также инвестициями в геологоразведку.

Чрезвычайно низка деловая активность малого бизнеса в Александрово-Гайском, Озинском, Романовском районах области, при средневзвешенном показателе количества субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) на тысячу жителей 20,8 в данных районах он составляет 14,6, 15,7 и 15,8 соответственно.

Наименование муниципального района

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. населения

Объем инвестиций на душу населения (тыс. рублей)

Александрово-Гайский

14,6

4,4

Озинский

15,7

2,8

Перелюбский

21,5

66,3

Ивантеевский

29,2

13,1

Романовский

15,8

0,4

Самойловский

24,1

1,6

Турковский

23,4

2,2

По области

средневзвешенный - 20,8

40,1


Одной из причин такого положения является слабая активность органов местного самоуправления в использовании арсенала мер государственной поддержки и программ институтов развития. Так, на фоне поступательного развития системы финансовой поддержки малого предпринимательства в регионе за последние 5 лет в Самойловском, Турковском, Озинском, Александрово-Гайском, Ивантеевском, Перелюбском районах льготный микрозайм получили по одному предпринимателю, в Романовском - три субъекта бизнеса. Гарантийной поддержкой за этот же период воспользовались 4 субъекта бизнеса Самойловского района и по одному из Романовского и Озинского районов. Определенную активность в данном вопросе проявляет лишь Самойловский район, в котором помимо названных мер господдержки 3 субъекта бизнеса получили льготное кредитование от акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства".

Неэффективно реализуется и механизм льготного предоставления имущества на уровне муниципалитетов. Только в Самойловском и Озинском районах по 1 объекту предоставлены предпринимателям на льготной основе.

В связи с этим необходимо проведение инвентаризации по выявлению неиспользуемого имущества и земельных участков, пригодных для ведения предпринимательской деятельности, для последующего предоставления бизнесу.

Развитие малого предпринимательства ограничено и политикой в сфере закупочной деятельности. Общей проблемой для всех 7 отдаленных районов является низкая активность предпринимателей по участию в процедурах закупок для муниципальных нужд: на участие в конкурентной закупке подается в среднем 1-2 заявки. При этом доля закупок для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 9 месяцев 2018 года составила: по Александрово-Гайскому району - 1,7 процента, Перелюбскому - 0 процентов при обязательных по закону 15 процентах от совокупного годового объема. Сфера муниципального заказа Ивантеевского, Озинского, Перелюбского, Романовского, Самойловского и Турковского районов также характеризуется высокой долей неконкурентных процедур. Так, за 9 месяцев 2018 года закупки малого объема у единственного поставщика составили от 18 процентов в Ивантеевском районе до 49 процентов в Перелюбском районе. Все это оказывает крайне негативное влияние на конкурентную среду и развитие в целом (приложение N 6 к Программе).

Высоки риски ведения предпринимательской деятельности, в том числе в связи с излишними административными барьерами и непрозрачностью системы земельных отношений.

У ряда органов местного самоуправления допущено неоправданное отставание фактических сроков от установленных целевыми моделями и региональными дорожными картами ориентиров, в том числе речь идет о таких важных для бизнеса услугах, как утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, присвоении и изменении адреса земельного участка и созданного объекта капитального строительства, в том числе предоставляемых органами местного самоуправления Перелюбского, Романовского, Турковского районов.

По итогам 2017 года у Перелюбского района фактический средний срок утверждения схем расположения земельного участка составил 22 календарных дня при 18 предусмотренных целевой моделью, при этом 27 процентов заявлений рассмотрены с превышением установленного срока. У Романовского района этот показатель составил 21 день, 11 процентов заявлений рассмотрены с превышением срока.

По итогам первого полугодия 2018 года превышение установленных сроков по изменению адреса объекта недвижимости отмечается в Романовском районе, по присвоению адреса объекту капитального строительства - в Турковском районе, у которого также велика доля принятых решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

На сегодняшний день доля невостребованных земель по всем 7 районам составляет 64,9 тыс. га и колеблется от 6,8 процента в Александрово-Гайском районе до 47,3 процента в Озинском районе, что требует комплексной работы по выявлению невостребованных земельных долей и признанию их муниципальной собственностью, что позволит укрепить доходную базу местных бюджетов.

Недостаточное развитие инфраструктуры и существующие барьеры для бизнеса являются прямым препятствием привлечения туристов и востребованности территорий.

Доля туристов, посетивших отдельные районы в общей доле внутреннего и въездного туристского потока Саратовской области, за 9 месяцев 2018 года составляет менее 1 процента.

В Александрово-Гайском районе доля туристов в общей доле внутреннего и въездного туристского потока Саратовской области составила 0,92 процента (9123 человека), Ивантеевском - 0,2 процента (1690 человек), Романовском - 0,16 процента (1343 человека), Перелюбском - 0,03 процента (264 человека), Самойловском - 0,03 процента (257 человек), Озинском -0,01 процента (59 человек), Турковском - 0,01 процента (70 человек).