В связи с интенсивным ведением строительства, развитием наружной рекламы, уличной торговли, а также в отсутствие планов развития озеленения и схем озеленения населенных пунктов, а также муниципальных программ по созданию, содержанию и охране объектов зеленого строительства площади зеленых насаждений повсеместно сокращаются, что приводит к ухудшению качества окружающей среды. Озеленение городов и других населенных пунктов осуществлялось и продолжает осуществляться устаревшими методами, по остаточному принципу финансирования, без учета состояния окружающей среды и средозащитных свойств зеленых насаждений. Вместе с тем именно зеленые насаждения являются одним из совершенных и сравнительно дешевых методов оптимизации среды населенного пункта.
Основными мероприятиями в зеленом строительстве являются работы по посадке и уходу за деревьями и кустарниками, созданию газонов, посадка и уход за цветочной рассадой и т. п.
В настоящее время в области насчитывается более 110 тысяч га зеленых насаждений, из них по оценкам экспертов около 40 процентов зеленых насаждений - возрастные. Такие насаждения особенно сильно страдают во время снегопадов, ливневых дождей, порывистого ветра и чрезвычайных ситуаций, поэтому во многих местах отмечается падение деревьев, облом скелетных ветвей, стволов. Требуется замена погибших деревьев саженцами пород, наиболее подходящих по условиям произрастания.
Вследствие катастрофического недофинансирования работ по озеленению на протяжении ряда лет не производился профилактический и плановый уход за деревьями и кустарниками, в результате чего растения подвержены многочисленным болезням. В зеленых насаждениях и лесопарковых частях зеленых зон городов древесно-кустарниковая растительность возобновляется самосевом малоценных и эстетически непривлекательных пород, что также отрицательно сказывается на качестве озеленения.
Ассортимент древесных и кустарниковых пород, применяемых в озеленении населенных пунктов, на протяжении более 30 лет не подвергался ревизии и не пересматривался с учетом меняющейся экологической ситуации. Необходимо расширить ассортимент селекционного материала для выращивания устойчивых и высоко декоративных насаждений для озеленения городских и сельских территорий.
Актуален для области вопрос восстановления и развития питомников декоративных древесно-кустарниковых культур и оранжерейно-цветочных хозяйств.
В связи с интенсивным строительством новых микрорайонов в ряде городов возникла необходимость в корректировке системы озеленения в увязке с планировочными градостроительными решениями и прогнозными объемами работ на ближайшие годы.
При строительстве и реконструкции парков, скверов, бульваров по периметру массивов целесообразно создавать живую изгородь, которая будет снижать поступление пыли и загрязненного воздуха во внутреннюю часть зеленых насаждений. При озеленении внутренней части массивов предпочтительно использовать растения, которые не только устойчивы к загрязненному воздуху населенных пунктов, но и характеризуются эстетической привлекательностью в разные времена года.
В парках и садах жилых районов и микрорайонов желательно создавать мини-дендрарии, в которых коллекции растений могут формироваться по природным зонам, материкам происхождения и другим признакам. В рамках экологического просвещения растения необходимо сопровождать табличками с информацией о названии и родине вида, что будет удовлетворять познавательный интерес посетителей.
В объектах озеленения вдоль магистралей и улиц населенных пунктов желательно отказаться от использования крупномерных деревьев с раскидистой кроной.
Выделяются следующие первоочередные направления работ по улучшению озеленения в населенных пунктах области:
совершенствование правовых актов в сфере создания, содержания и охраны зеленых насаждений;
реконструкция зеленых насаждений, утративших свою декоративную ценность;
создание новых объектов озеленения общего назначения с учетом современных требований ландшафтного дизайна;
проведение работ по санитарной обрезке и рубке возрастных, сухостойных и больных пораженных вредителями деревьев;
цветочное оформление территорий населенных пунктов;
утверждение ассортимента древесных и кустарниковых пород, рекомендуемых действующими нормативными документами для озеленения населенных пунктов Саратовской области.
Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества зеленых насаждений, представляется наиболее эффективным решать существующие проблемы в увязке с ведомственными целевыми программами.
Принципы построения региональной системы озеленения населенных пунктов Саратовской области должны быть основаны на организационной целостности, соподчиненности, преемственности и взаимосвязанности в организации работы, последовательности в реализации основных направлений деятельности и мероприятий по обеспечению озеленения населенных мест. Условие ее эффективного функционирования - координация деятельности, которая реализуется посредством организационно-управленческих мероприятий.
В качестве основных программных мероприятий можно выделить:
обязательность планирования работ в сфере зеленого строительства;
совершенствование государственной политики и системы управления объектами зеленого строительства;
кадровое и материально-техническое обеспечение зеленого строительства;
совершенствование органами местного самоуправления нормативно-правовой базы в сфере озеленения населенных пунктов;
научно-исследовательское и проектное сопровождение мероприятий по озеленению;
внедрение инновационных разработок отечественной науки и производства в сфере зеленого строительства;
развитие и совершенствование системы непрерывного экологического образования населения;
обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении проектов в сфере зеленого строительства.