Воздушные линии ВЛ-220 кВ Балаково 1 (СарГЭС - Центральная) и ВЛ 220 кВ Балаково 2 (СарГЭС-Балаковская) введены в эксплуатацию в 1958 году для развития сети ЕНЭС в Саратовской области с целью обеспечения перетоков электроэнергии с Балаковской АЭС и Саратовской ГЭС. Реконструкция необходима для замены опор спецперехода.
В результате проведенного обследования в 2008 году филиалом ОАО "ИЦ ЕЭС", ОАО "Фирма ОРГРЭС" действующих ВЛ 220 кВ "Балаково 1, 2" выявлены многочисленные дефекты, в том числе разрушение бетона фундаментов, коррозионные повреждения элементов опорных узлов, щелевая коррозия в узлах соединений металлических конструкций, наличие множественных прогибов решеток опор. В связи с изменениями расчетных климатических условий (увеличением расчетных гололедно-ветровых нагрузок в современных нормах) проектные нагрузки не соответствуют требованиям современных нормативных документов.
При обследовании выявлен дефект, который есть в равной степени на всех опорах обследованных участков воздушных линий и приводит конструкции в ограниченно работоспособное состояние. На всех обследованных опорах свободная поверхность металлических элементов - средне- и крупношероховатая, равномерная, с активным накоплением продуктов коррозии в узлах соединения (щелевая коррозия) и в опорных узлах.
Измерение коррозионных потерь, проведенные на ВЛ 220 кВ "Балаково 1, 2" выявили на ряде опорных узлов сквозные коррозионные поражения поверхностей диаметром 5-10 см, что по указанному дефекту техническое состояние опор является недопустимым.
На большинстве опор выявлена пластовая коррозия опорных узлов. Максимальная толщина продуктов коррозии составляет 1 см. По указанному дефекту опоры находятся в ограниченно работоспособном состоянии.
На большинстве опор выявлены погнутые элементы, величины прогибов составляют 3-5 см. Количество погнутых элементов решеток опор не превышает 10 процентов. Состояние опор по указанному дефекту является ограниченно работоспособным. На отдельных опорах величины прогибов достигают 10 см, количество деформированных элементов превышает 10 процентов, что не соответствует нормам. Состояние опор по указанному дефекту является недопустимым.
Визуальное обследование фундаментов опор показало, что на большинстве фундаментов имеются разрушения защитного слоя бетона до оголения поперечной и продольной арматуры, бетон рыхлый, осыпается.
Провода и тросы на обследованных участках ВЛ находятся в ограниченно работоспособном состоянии. Обнаружено наличие оборванных жил верхнего повива. На отдельных опорах отсутствуют гасители вибрации, в гирляндах некоторых опор есть битые изоляторы.
С момента проектирования изменились расчетные гололедно-ветровые воздействия на конструкции в сторону значительного увеличения. Это не было учтено в первоначальном проекте. Увеличение гололедных нагрузок распространяется в разной степени на все опоры ВЛ и переходов.
Для повышения надежности ВЛ необходимо выполнить реконструкцию спецпереходов ВЛ через правую и левую протоку реки Волги, спецпереходов через судоходный канал и участков ВЛ на острове Пустынный.
Спецпереход Вл 220 кВ Балаково 1 через левую протоку реки Волги включает следующие мероприятия: строительство двух концевых и двух переходных опор; прокладку одной цепи ВЛ 220 кВ, оптимизации схемы работы сети - без изменения схемы сети.
Спецпереход ВЛ 220 кВ Балаково 1 через правую протоку реки Волги включает следующие мероприятия: строительство двух концевых и двух переходных опор; прокладку одной цепи ВЛ 220 кВ, оптимизации схемы работы сети - без изменения схемы сети.
Спецпереход ВЛ 220 кВ Балаково 2 через левую протоку реки Волги включает следующие мероприятия: строительство двух концевых и двух переходных опор; прокладку одной цепи ВЛ 220 кВ; оптимизации схемы работы сети - без изменения схемы сети.
Спецпереход ВЛ 220 кВ Балаково 2 через правую протоку реки Волги включает следующие мероприятия: строительство двух концевых и двух переходных опор; прокладку одной цепи ВЛ 220 кВ; оптимизации схемы работы сети - без изменения схемы сети.
Участок ВЛ 220 кВ Балаково 1, проходящий по о. Пустынный, включает следующие мероприятия: строительство нового участка длиной 1,7 км; прокладку одной цепи ВЛ 220 кВ; оптимизации схемы работы сети - без изменения схемы сети.
Участок ВЛ 220 кВ Балаково 2, проходящий по о. Пустынный, включает следующие мероприятия: строительство нового участка длиной 1,5 км; прокладку одной цепи ВЛ 220 кВ; оптимизации схемы работы сети - без изменения схемы сети.
Основной задачей, решаемой в рамках инвестиционного проекта, является повышение надежности электроснабжения и транзита электроэнергии.
Проект реализуется филиалом ПАО "ФСК ЕЭС" "МЭС Волги" в соответствии с инвестиционной программой (1.6.2 Программа реновации основных фондов ПАО "ФСК ЕЭС" (объекты некомплексной реконструкции) на 2016-2020 годы.