Одной из основных задач социально-экономического развития области является повышение качества жизни населения. Неотъемлемым элементом качества жизни становится реализация гражданами своих потребительских прав, рациональное использование полученных доходов для приобретения товаров, работ и услуг, которые должны иметь соответствующие параметры потребительских свойств и отвечать установленным требованиям безопасности при использовании и утилизации.
В Саратовской области после принятия Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в целом сформирована достаточно гибкая и разветвленная система защиты прав потребителей. Ее становление проходило ряд этапов.
От проведения совместных проверок, характерных для этапа становления системы, сделаны шаги к консолидации усилий всех органов по обеспечению надежной защиты прав и интересов потребителей. Структуры, составляющие систему, осуществляют весь комплекс работ по реализации защиты прав потребителей на региональном и муниципальном уровнях.
Таким образом, за эти годы удалось не только создать региональную систему защиты прав потребителей, но и обеспечить взаимодействие отдельных ее элементов в соответствии с возложенными на них полномочиями. Анализ организации защиты прав потребителей в регионе свидетельствует о переходе ее в настоящее время на новый качественный уровень.
В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений прав потребителей на территории области соответствующие органы регулярно осуществляют контроль за наиболее проблемными секторами потребительского рынка, рассматривают заявления и обращения потребителей и хозяйствующих субъектов, дают консультации по вопросам законодательства, принимают меры к добровольному урегулированию споров, прибегают к мерам административного воздействия к нарушителям законодательства, в судебном порядке защищают права потребителей, информируют и обучают население основам потребительской грамотности, вырабатывают предложения по совершенствованию защиты прав потребителей.
В соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" на территории области осуществляют правозащитную деятельность десятки общественных организаций. В рамках взаимодействия с общественными объединениями потребителей и координации деятельности по вопросам защиты прав потребителей при Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в ноябре 2006 года создан консультативный совет по защите прав потребителей. В состав совета вошли Уполномоченный по правам человека в Саратовской области, Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", ряд общественных объединений потребителей.
За прошедшие годы практически решены такие вопросы, как доведение до потребителей необходимой и достоверной информации о продавцах (исполнителях), о товарах, в том числе импортных, на русском языке. В основном, решен вопрос с выдачей потребителям кассовых чеков и иных документов, подтверждающих покупку. Прочно вошло в практику досудебное разрешение споров. Развивается конструктивное взаимодействие всех ветвей системы защиты прав потребителей. В числе основных направлений деятельности - меры по реализации прав потребителей на просвещение. Ежегодно проводятся мероприятия в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей. Средства массовой информации большое внимание уделяют просвещению населения в сфере защиты прав потребителей. Начата работа по обучению обучающихся основам потребительских знаний.
Успешная реализация потребительской политики в различных аспектах стала возможной в результате разработки и исполнения с 2009 года программы по защите прав потребителей. В то же время, остается немало нерешенных вопросов правового, экономического, организационного и социального характера. Рыночные механизмы не обеспечивают потребителям равные возможности во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление новых методов товародвижения, развитие дистанционного способа продаж, долевого участия в строительстве, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, реформирование жилищно-коммунальной сферы и другие трансформации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.
Ориентация системы защиты прав потребителей на обеспечение законных интересов конкретного человека, оправданная на стадии накопления опыта в реализации потребительского законодательства, малоэффективна, поскольку затраты на обеспечение такой защиты и ее результаты несоизмеримы. Необходимы поиск и применение новых подходов на основе баланса между активной и адресной защитой прав потребителей и обеспечением условий для свободного развития человека, способного самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке.
Построение правового государства требует не только формирования соответствующей законодательной основы, но и обеспечения адекватного поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих законных потребительских прав и обязанностей. Информационно-просветительская работа становится одним из основных элементов потребительской политики и должна включать: пропаганду правовых знаний через средства массовой информации; издание специальной и популярной литературы; максимально возможное вовлечение в образовательный процесс различных групп потребителей. Особое внимание должно быть уделено социально незащищенным, малообеспеченным, проживающим в отдаленных районах и в сельской местности потребителям, организации системного обучения обучающихся в образовательных организациях на условиях его непрерывности и преемственности с приоритетом обучения основам потребительских знаний в общеобразовательных организациях, обучению предпринимателей, поддержке общественного движения потребителей. В результате субъекты предпринимательской деятельности должны приобрести определенные навыки и стереотипы поведения в условиях рыночной экономики, что способствовало бы добровольному разрешению возникающих споров.
Для обеспечения действенности государственной потребительской политики требуется поддержание старых и разработка новых организационных подходов, объединение усилий органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, обществ потребителей и других заинтересованных структур.
Решение выше обозначенных проблем и задач в определенной степени возможно в рамках реализации региональной комплексной программы по защите прав потребителей. Отличительной особенностью этой Программы является ее комплексный подход к осуществлению поставленных целей государственной поддержки потребителей, что позволяет максимально интегрировать интересы и возможности всех структур в Саратовской области, занимающихся защитой прав потребителей, и в конечном итоге существенно влияет на улучшение социально-экономической ситуации в регионе.
Реализация комплекса мероприятий, которые предусмотрены Программой, позволит решить обозначенные выше задачи, будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социальной напряженности на территории области.