Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года (с изменениями на 26 июня 2024 года)


2.1. Обоснование необходимости переосмысления принципов и логики стратегического планирования


Стратегическое видение как непременное условие эффективного управления развитием социально-экономических систем на региональном уровне нашло свое воплощение в Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года.


Однако существенное изменение внешних и внутренних факторов оказало заметное влияние на реализацию ее 1 этапа, абсолютное большинство целевых показателей не были достигнуты (показатели стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года представлены в приложении N 1 к настоящей Стратегии).


Усиление конкуренции, в том числе и между субъектами Российской Федерации, усугубилось рядом внешних вызовов. Замедление российской экономики, наблюдавшееся с середины 2012 года, первоначально было связано с инвестиционной паузой, вызванной разрастанием долгового кризиса в еврозоне. По мере замедления экономического роста все более отчетливо стали проявляться структурные проблемы, обусловленные опережающим ростом издержек, прежде всего, связанных с трудовыми ресурсами. Вследствие этого происходило сокращение доли валовой прибыли в структуре валового внутреннего продукта (далее - ВВП) и как результат уменьшение ресурсов для инвестиционного роста. В итоге инвестиционная пауза затянулась.


В 2014 году к этому добавились новые факторы ограничения экономического роста: эскалация конфликта на Украине, введение экономических санкций в отношении России и падение цен на нефть с середины 2014 года, ограничение доступа на международные рынки капитала и ужесточение денежной политики привели к росту стоимости заимствований, что в еще большей степени негативно отразилось на инвестиционном спросе и потребительских настроениях, вызвав усиление оттока капитала, ослабление рубля и всплеск инфляции.


Все они нашли свое проявление и в экономике Саратовской области, оказав синергетический эффект, одновременно сокращая и реальные доходы населения, и доходы бюджета, уменьшая налогооблагаемую базу и соответственно сужая возможности для исполнения, в том числе, социальных обязательств.


Указанные процессы сопровождались и формированием новой системы стратегического планирования в Российской Федерации в соответствии в целом с положениями Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации".


Таким образом, возникла объективная необходимость переосмысления альтернативных моделей социально-экономического развития, поиска новых подходов к государственному управлению с глобальной переработкой действующих стратегических документов, однако при условии соблюдения принципа преемственности.