Государственная программа "Развитие образования в Саратовской области до 2025 года" (далее - государственная программа) разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года, постановлением Правительства Саратовской области от 25 июля 2013 года N 362-П "Об утверждении Положения о порядке принятия решений о разработке государственных программ Саратовской области, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации государственных программ Саратовской области".
Государственная программа включает подпрограммы:
"Развитие системы дошкольного образования";
"Развитие системы общего и дополнительного образования";
"Поддержка одаренных детей Саратовской области";
"Развитие профессионального образования";
"Социальная адаптация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей";
"Патриотическое воспитание детей и молодежи Саратовской области";
"Развитие финансовой грамотности населения области";
"Создание в Саратовской области новых мест в общеобразовательных организациях".
Министерство образования области при разработке и реализации государственной программы основывалось на результатах, достигнутых в ходе выполнения областных и ведомственных целевых программ, реализации на территории области проекта модернизации региональных систем общего образования на 2011-2013 годы и задачах, поставленных в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", Стратегии социально-экономического развития Саратовской области на период до 2030 года.
Развитие системы дошкольного образования.
Развитие системы дошкольного образования является одним из факторов улучшения демографической ситуации в области.
Определяющее влияние на развитие дошкольного образования оказывают демографические тенденции. Следствием спада рождаемости и уменьшения численности детей дошкольного возраста в 90-е годы 20 века стало сокращение числа дошкольных образовательных учреждений.
В 2000-х годах рост показателей рождаемости обусловил рост численности детей, состоящих на учете для предоставления места в дошкольных образовательных учреждениях. По официальным данным Саратовстата, на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения стоит 32 308 ребенка в возрасте до 7 лет (из них 14 172 ребенка - в г. Саратове). Актуальная очередность в дошкольные образовательные учреждения области (дети в возрасте от 1,5 до 7 лет) составляет 26 228 человек, в том числе в возрасте от 3 до 7 лет - 12 417 человек.
В период реализации государственной программы продолжится рост численности детей, что потребует создания дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Развитие системы общего и дополнительного образования.
В системе общего и дополнительного образования области существует целый ряд проблемных вопросов, требующих системных решений в рамках государственной программы.
Остается нерешенным вопрос привлечения молодых специалистов в образовательные учреждения области: доля учителей в возрасте до 30 лет составляет всего 10 процентов от общего количества работников образовательных учреждений области.
Показатели качества общего образования свидетельствуют о значительных различиях в темпах развития муниципальных систем образования и качества подготовки выпускников.
Несмотря на увеличение доли классов, где осуществляется профильная подготовка с 64 до 68 процентов, модель сетевой организации профильного обучения реализуют только 14,6 процента образовательных учреждений области, предпрофильную подготовку по этому принципу проводят только 4 процента образовательных учреждений.
Отсутствие доступности качественного образования для всех категорий обучающихся подтверждается результатами оценки учебных достижений выпускников 9, 11-х классов общеобразовательных учреждений.
Таким образом, различия в уровне развития муниципальных образовательных систем, а также отсутствие стандартизированных процедур оценки качества образования, автоматизированных систем организации работы с базами данных на муниципальном и областном уровнях не позволяют обеспечить системный мониторинг деятельности образовательных учреждений, повысить эффективность работы органов, осуществляющих управление в сфере образования, а также в целом решить проблему повышения качества образования.
Общеобразовательные учреждения области испытывают дефицит квалифицированных кадров, способных обеспечить здоровьесберегающее обучение: не хватает школьных психологов, логопедов, преподавателей лечебной физкультуры. Это не позволяет в должной мере создать необходимые условия для развития детей, имеющих отклонения в здоровье.
Решение поставленного комплекса проблем в рамках государственной программы позволит обеспечить адресность, последовательность и контроль инвестирования бюджетных средств в областную систему общего и дополнительного образования воспитанников и обучающихся.
Поддержка одаренных детей Саратовской области.