Недействующий

О государственной программе Саратовской области "Развитие транспортной системы до 2020 года" (утратило силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 29.12.2018 N 773-П)


1. Характеристика сферы реализации государственной программы
(раздел с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 03.07.2015 N 334-П, см. предыдущую редакцию).


В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных 31 января 2013 года, одним из главных направлений в сфере транспорта является создание условий для развития транспортной системы и качественного удовлетворения потребностей населения в перевозках пассажиров и грузов.

Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития области.

Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе области. Ослаблены позиции гражданской авиации и внутреннего водного транспорта, что не позволяет в полной мере использовать конкурентные преимущества этих видов транспорта для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания и реализации транзитного потенциала региона. Значительные резервы повышения эффективности функционирования транспортной системы выявляются на стыках взаимодействия отдельных видов транспорта, где имеют место наибольшие потери и диспропорции.

Неравномерность развития транспортной инфраструктуры на муниципальном уровне ограничивает развитие единого экономического пространства области и не позволяет в полной мере осваивать ресурсы районов.

Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. Темпы роста автомобилизации значительно опережают темпы роста протяженности сети автомобильных дорог.

Около 50 процентов общего объема перевозок по автомобильным дорогам регионального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению себестоимости перевозок, снижению безопасности движения.

Неудовлетворительное состояние сети автомобильных дорог является серьезным ограничением на пути перехода к инновационной модели социально-экономического развития области.

Саратовская область несет значительные потери от низкой конкурентоспособности транспортной системы. Основными проблемами реализации конкурентных преимуществ Саратовской области на российском рынке являются:

недоиспользование транзитного потенциала;

несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли;

низкая конкурентоспособность региональных перевозчиков на российском и мировом рынках.

Износ основных производственных фондов транспорта по отдельным группам достиг 60-80 процентов. Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли. В настоящее время объемы перевозок растут благодаря увеличению интенсивности использования основных фондов (часто морально и физически устаревших).

Продолжают ухудшаться показатели безопасности на транспорте. Транспортные происшествия негативно влияют на экономическое развитие области.

В настоящее время в регионе отсутствует комплексный подход к внедрению в различные области экономики спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС. Органы исполнительной власти области, юридические и физические лица используют спутниковые навигационные технологии независимо друг от друга, что приводит к дублированию и неэффективному использованию средств. Кроме того, отсутствуют комплексная инфраструктура, обеспечивающая единое технологическое и информационное пространство в сфере применения спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС, а также необходимая нормативно-правовая база на областном уровне.

В настоящее время в подавляющем большинстве автомобильная, строительно-дорожная, коммунальная, а также сельскохозяйственная техника в качестве горючего использует дизельное топливо и бензин. Основные достоинства природного газа при применении в качестве газомоторного топлива по сравнению с дизельным - это низкая цена и высокие экологические характеристики. Кроме того, использование нефти в химической промышленности более эффективно, чем простое сжигание с коэффициентом полезного действия не выше 40 процентов (остальная энергия, заключенная в топливе, выбрасывается в атмосферу в виде тепла и тратится на преодоление механических потерь в узлах трения).

Достоинства применения газомоторного топлива могут быть реализованы на самых разных конструкциях транспортного комплекса и в системах жилищно-коммунального хозяйства: колесных и гусеничных тракторах, различных самоходных и коммунальных машинах, а также на стационарных установках по выработке электроэнергии и тепла.

В связи с тем, что подавляющее большинство техники, используемой для обслуживания транспортного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области, использует дизельное и бензиновое топливо, все конструкции как дизельных двигателей, так и бензиновых силовых установок десятилетиями оптимизировались именно под такие виды топлива.

Любой газ (природный, нефтяной, промышленный, а также биогаз животного и растительного происхождения) - это альтернативное горючее, и обеспечение использования газомоторного топлива требует внесения изменений в конструкцию существующих двигателей.

Анализ отдельных аспектов несоответствия транспортной системы потребностям социально-экономического развития области показывает, что они не являются проблемами отдельных видов транспорта, а носят комплексный характер. Существующие ограничения связаны, по сути, с отсутствием единой транспортной системы. Целесообразность решения этой проблемы с использованием программно-целевого метода управления определяется следующими факторами:

комплексный характер проблемы, обусловленный сложной структурой транспорта, объединяющей в единую систему отдельные виды транспорта, и его особой ролью инфраструктурной отрасли, обеспечивающей условия для экономического роста, повышения качества жизни населения;

высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры, определяющие их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного участия (в том числе финансового) государства в их реализации;

возможность концентрации ресурсов на приоритетных задачах, направленных на решение системной проблемы в целом и создание условий для комплексного развития всех видов транспорта;

необходимость системного подхода к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам инвестиционных проектов развития транспортной системы, реализация которых позволит получить не только отраслевой эффект, но и приведет к существенным позитивным социально-экономическим последствиям для общества в целом.

Отказ от использования программно-целевого метода приведет к усилению дисбаланса между развитием транспортной системы и потребностями социально-экономического развития области.

В настоящее время имеются два альтернативных варианта решения указанной системной проблемы.

Первый вариант предусматривает разработку ведомственных целевых программ развития отдельных видов транспорта, направленных на решение главным образом отраслевых проблем.

Второй вариант предусматривает активное воздействие на ситуацию с помощью программно-целевого метода управления, предполагающего разработку единой Государственной программы Саратовской области "Развитие транспортной системы до 2020 года", направленной на решение проблемы в целом.