Недействующий

О государственной программе Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года" (утратило силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 17.12.2018 N 696-П)


1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных Проблем и прогноз ее развития, обоснование включения в государственную программу

    

Модернизация здравоохранения, целью которой является создание условий для равного доступа каждого россиянина к качественной медицинской помощи и фармацевтическим услугам, основана на эффективности кадровой политики, включающей оптимальное обеспечение и распределение трудовых ресурсов в соответствии с трехуровневой системой оказания медицинской помощи населению области, и построение современной системы непрерывного профессионального образования посредством совершенствования организации и проведения профессиональной подготовки, повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников.

Современное качественное и доступное здравоохранение - одно из условий развития общества и государства. Осуществляемая в Саратовской области модернизация системы здравоохранения, деятельность органов власти, организаций и частных лиц направлена на создание необходимых условий для укрепления здоровья граждан, снижение заболеваемости, смертности, увеличение продолжительности и поддержание активной долголетней жизни населения.

Уровень качества системы здравоохранения, особенно в муниципальных районах области, зависит от многих факторов: состояния материально-технической базы, финансово-экономических условий функционирования медицинских организаций, однако, в первую очередь, определяется уровнем укомплектованности, профессиональной подготовки и квалификации специалистов.

Показатель обеспеченности врачами всех специальностей государственных и муниципальных медицинских организаций с учетом части учреждений федерального подчинения и учреждений Роспотребнадзора за 2012 год остался на уровне 2010 года - 42 на 10 тыс. населения (средние показатели за 2011 год по Российской Федерации - 44 на 10 тыс. населения, по Приволжскому федеральному округу - 41,5 на 10 тыс. населения), аналогично - обеспеченность средними медработниками - 88,6 на 10 тыс. населения (средние показатели за 2011 год по Российской Федерации - 92,4 на 10 тыс. населения, по Приволжскому федеральному округу - 98,41 на 10 тыс. населения).

По итогам 2012 года обеспеченность врачами в сельской местности составила 5,3 на 10 тыс. населения (в 2010 году - 5,1 на 10 тыс. населения) (Российская Федерация - 12,0 на 10 тыс. населения), обеспеченность средними медработниками снизилась с 39,8 на 10 тыс. населения в 2010 году до 37,9 на 10 тыс. населения в 2012 году (Российская Федерация - 53,5 на 10 тыс. населения).

В области кадровой политики и управления трудовыми ресурсами остаются нерешенными ряд проблем: несбалансированность медицинского персонала по структуре между врачами и сестринским персоналом, различными муниципальными районами и областным центром, городской и сельской местностью, рост тенденции оттока из системы здравоохранения молодых и опытных специалистов.

Соотношение врачей и средних медработников составило в 2012 году 1:2,1, что соответствует уровню 2010 года. Низкий уровень заработной платы и недостаточные меры социальной поддержки на протяжении длительного времени способствовали оттоку специалистов со средним и фармацевтическим образованием из медицинских организаций муниципального и государственного подчинения, что привело к усугублению диспропорции в соотношении врачей и средних медицинских работников.

Обеспеченность врачами в г.Саратове с учетом ведомственных медицинских организаций составляет 57,8 на 10 тыс. населения, в то время как в Краснопартизанском районе - 8,6, в Федоровском - 11,2, в Ровенском -11,3, в Романовском - 11,4, в Советском районе - 11,9 на 10 тыс. населения.

Средние медработники также неравномерно распределены по территории области: в Балашовском районе - 101,4, в Духовницком - 93, в Дергачевском -101,7, в Балаковском - 93,3, в Балтайском - 93,1 на 10 тыс. населения, в то время как в Саратовском - 43,9, в Красноармейском - 45,9, в Аткарском районе - 45,9 на 10 тыс. населения.

По состоянию на 1 января 2013 года в государственных и муниципальных медицинских организациях с учетом части учреждений федерального подчинения и учреждений Роспотребнадзора работает 10532 врача и 22228 средних медицинских работников.

При этом дефицит врачебных кадров, рассчитанный в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации по расчету потребности субъектов в медицинских кадрах, составляет 1680 чел. Дефицит средних медработников, из расчета 2,79 на 1 врачебную должность, составляет 10613 чел.

Дефицит медицинских кадров отмечен во всех типах медицинских организаций и на всех уровнях оказания медицинской помощи.

Отмечается наибольший дефицит ряда врачей-специалистов, преобладающий в амбулаторно-поликлинических учреждениях: терапевтов, педиатров, неврологов, хирургов, травматологов-ортопедов, оториноларингологов, психиатров-наркологов, онкологов, дерматовенерологов, офтальмологов, эндокринологов.

Дефицит врачей-фтизиатров имеется как в стационарных, так и в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Дефицит врачей-инфекционистов и врачей реабилитационно-диагностической группы отмечается в большинстве стационарных учреждений.

В целом дефицит врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях составляет 1077 чел., в стационарах - 585 чел., в службе скорой медицинской помощи - 18 чел.

Данный факт свидетельствует о дисбалансе в распределении медицинских кадров в трехуровневой системе оказания медицинской помощи с нарастающим дефицитом кадров в первичном звене здравоохранения.

Средний возраст работающих: у врачей - 47,7 лет, у средних медработников - 41,8 лет. В 2012 году по сравнению с 2010 годом удельный вес медицинских работников - пенсионеров вырос с 17,39 до 22,27 процента.

Без стабильного притока молодых специалистов через несколько лет средний возраст медработников приблизится к предпенсионному.

Одной из основных проблем низкой укомплектованности врачами и средними медработниками в организациях здравоохранения области остается отсутствие жилья.

По данным руководителей медицинских организаций области по состоянию на 1 января 2013 года нуждаются в получении жилья 1167 чел., в том числе 400 врачей и 767 средних медработников. Ежегодно администрации районов обеспечивают жильем 50-60 медработников: в 2012 году обеспечены жильем 36 врачей и 24 средних медработника, в 2011 году - 32 врача и 9 средних медработников, в 2010 году - 41 врач и 10 средних медработников.

В целях обеспечения системы здравоохранения области высококвалифицированными и мотивированными кадрами министерством здравоохранения области разработан План основных мероприятий по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации и проведению оценки уровня квалификации медицинских работников Саратовской области на период 2013-2015 годов, который будет пролонгирован до 2020 года.

Продолжится подготовка специалистов по программам послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования Саратовской области "Саратовский областной базовый центр повышения квалификации работников здравоохранения" и в медицинских колледжах.


Специалисты службы родовспоможения проходят подготовку в г.Иваново в симуляционно-тренинговом центре ФГБУ "Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им.В.Н.Городкова".

Планируется открытие в 2016 году симуляционного центра на базе ГУЗ "Перинатальный центр Саратовской области", благодаря чему подготовка врачей-неонатологов, акушеров-гинекологов и анестезиологов-реаниматологов значительно возрастет.

(часть 26 утратила силу).

С 2017 года будет внедрена система аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов, которая позволит осуществлять персональный допуск специалистов к конкретному виду профессиональной деятельности с учетом приобретенных в ходе обучения компетенций.