Одной из основных задач дальнейшего социально-экономического развития области является повышение качества жизни населения. Неотъемлемым элементом качества жизни становится реализация гражданами своих потребительских прав, рациональное использование полученных доходов для приобретения товаров, работ и услуг, которые должны иметь соответствующие параметры потребительских свойств и отвечать установленным требованиям безопасности при использовании и утилизации.
Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации является Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В Саратовской области со времени принятия Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в целом удовлетворительно работают механизмы защиты прав потребителей. На практике отработаны схемы реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Контролирующие органы в целях предупреждения и пресечения нарушений прав потребителей системно осуществляют мероприятия в наиболее проблемных секторах потребительского рынка, рассматривают обращения граждан и при выявлении нарушений принимают меры реагирования в пределах их компетенции. Проводятся консультации по вопросам защиты прав потребителей, расширяется практика добровольного урегулирования споров между потребителем и продавцом (поставщиком). В необходимых случаях к виновным в нарушениях лицам применяются меры административного воздействия. Одним из приоритетных направлений деятельности по защите прав потребителей является судебная защита интересов неопределенного круга потребителей, которая позволяет пресечь неправомерные действия недобросовестных хозяйствующих субъектов на уровне угрозы нарушения прав потребителей, что позволяет избежать длительных процедур восстановления нарушенных прав.
В соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" на территории области осуществляют правозащитную деятельность десятки общественных организаций. В рамках взаимодействия с общественными объединениями потребителей и координирования деятельности по вопросам защиты прав потребителей при управлении Роспотребнадзора в ноябре 2006 года создан консультативный совет по защите прав потребителей. В состав совета вошли Уполномоченный по правам человека в Саратовской области, Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", ряд общественных объединений потребителей.
Вместе с тем бурное развитие современного рынка товаров и услуг привело к новым проблемам правового, экономического, организационного и социального характера.
Рыночные механизмы не обеспечивают всем потребителям равные возможности во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами.
Появление новых методов реализации товаров посредством сетевых супермаркетов, развитие дистанционного способа продаж, долевого участия в строительстве, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, реформирование жилищно-коммунальной сферы и другие трансформации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей. Растет количество обращений граждан о нарушениях их прав вследствие приобретения некачественных товаров, оказания услуг в ненадлежащем виде и сроки, отсутствия в необходимых объемах информации о товаре или услуге.
Одним из важных направлений по повышению уровня защищенности потребителей от правонарушений на рынке финансовых услуг будут являться мероприятия в рамках общенациональной программы повышения финансовой грамотности населения.
В связи с этим в современных условиях необходимо постоянное воздействие государства на организацию и поддержку упорядоченных отношений в сфере потребительской политики, воспитание новых членов общества, подготовленных к защите своих потребительских прав цивилизованным путем. Необходима своевременная и комплексная оценка последствий для потребителей новаций на современном потребительском рынке товаров и услуг, оценка результатов изменения законодательства в сфере защиты прав потребителей, выявление в нем пробелов и подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы.
Для повышения эффективности защиты прав потребителей на территории области необходим переход на качественно новый уровень защиты прав потребителей, что требует применения новых эффективных организационных подходов, консолидации усилий органов власти всех уровней, прямо или косвенно влияющих на эту сферу общественных отношений, и общественных объединений потребителей.
Реализация комплекса мероприятий, которые предусмотрены Программой, позволит решить обозначенные выше задачи, будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социальной напряженности на территории области.