ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 февраля 2013 года N 46-П

О Стратегии действий в интересах детей Саратовской области на 2013-2017 годы

(с изменениями на 29 сентября 2014 года)

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 29.09.2014 N 554-П.

_______________________________________________________________

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей в Саратовской области на 2013-2017 годы.

     2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

     

Губернатор области
В.В.Радаев

     

Приложение
к постановлению Правительства области
от 5 февраля 2013 года N 46-П

     
Стратегия действий в интересах детей Саратовской области на 2013-2017 годы


Общие положения


Стратегия действий в интересах детей в Саратовской области на 2013-2017 годы является базовым документом по реализации государственной политики в отношении семьи и детей в Саратовской области, исходит из традиционных исторически сложившихся особенностей и актуальных проблем развития института семьи и детей в Саратовской области и России в целом, основывается на традиционных для Российской Федерации культурных и семейных ценностях, служит основой для координации деятельности органов государственной власти в Саратовской области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, определяет главные направления реализации государственной политики в отношении детей.

Государственная политика в отношении семьи и детей в Саратовской области носит межотраслевой характер, социально обусловлена и учитывает особенности развития института семьи и детей в Саратовской области и в Российской Федерации в целом.

Стратегия действий в интересах детей Саратовской области на 2013-2017 годы (далее - Стратегия), являясь стратегическим документом Саратовской области, определяет общую систему взглядов, исходных положений, принципов и приоритетов при реализации государственной политики в интересах детей, устанавливает цели, задачи и основные направления деятельности органов власти и общества в сфере социальной поддержки, охраны здоровья, образования, развития, воспитания, организации досуга, обеспечения безопасности детей и защиты их прав ради безопасного, гармоничного, всестороннего развития семей с детьми и детей в Саратовской области.

Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка и находит свое отражение в системе законов Саратовской области, в правовых актах Губернатора и Правительства области, нормотворческой деятельности органов местного самоуправления.

Стратегия разработана в соответствии с федеральным и областным законодательством и учитывает основные положения Семейного кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 18 июля 2012 года N 420-П, Концепции демографической политики Саратовской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 23 мая 2008 года N 214-П, Концепции семейной политики Саратовской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 2 ноября 2011 года N 610-П. Стратегия принимает во внимание:

основные положения Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761;

изменения, происходящие в институте семьи, особенности социального положения детей в различных типах семей, интересы детей в современном обществе;

особенности этнического состава, культурные традиции, социально-экономические условия, географические и демографические особенности Саратовской области;

накопленный опыт социальной работы и социальной поддержки семьи, родительства и детства, традиционные цели и принципы, регулирующие взаимоотношения семьи и государства;

     результаты научных исследований положения детей в области;


предложения и рекомендации, органов государственной власти, органов местного самоуправления, научных кругов, экспертного сообщества, общественности по направлениям формирования и реализации государственной политики области в отношении семьи и детей.

Являясь составной частью социальной политики, Стратегия представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семей с детьми и детей в Саратовской области.

Объектом Стратегии являются дети как особая социально-демографическая группа, рассматриваемая вне отрыва от необходимости их развития в семейном окружении.

Предметом Стратегии является комплексный процесс улучшения жизнедеятельности семей с детьми и детей, их безопасного, гармоничного, всестороннего развития в обществе.

     Стратегия основывается на следующих принципах:


соблюдение прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

содействие гармоничному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества;

преодоление негативных тенденций и улучшение положения детей, формирование позитивных изменений в отношении государства и общества к семьям с детьми и детям и, тем самым, создание предпосылок дальнейшей положительной динамики в развитии института семьи и детей в Саратовской области.

     Целями Стратегии являются:


создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства;

совершенствование системы социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния и стабильности семей с детьми;

создание условий для обеспечения эффективной занятости трудоспособных членов семьи с детьми, максимальное использование трудового и творческого потенциала семьи в развитии общества;

защита прав и законных интересов детей в сфере их профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости;

повышение культурного, морально-нравственного, духовного уровня семей, воспитывающих детей, и, как следствие, воспитательного потенциала семей в целях обеспечения условий для целостного, гармоничного и всестороннего развития детей;

профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, оказание помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей, в целях создания условий для реализации права ребенка жить и воспитываться в родной семье;

     повышение уровня безопасности детей;


защита детей от насилия, представляющего угрозу их жизни, физическому, нравственному, психическому здоровью;

своевременное принятие комплекса необходимых и адекватных мер, в том числе оказание юридической, психологической, медицинской помощи детям, пострадавшим от насилия, и их семьям;

содействие семейному воспитанию, реабилитации и последующей интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья;

поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействие реализации их права жить и воспитываться в семье, постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание помощи в их социализации и интеграции в общество;

создание условий для своевременного принятия комплекса мер, направленных на оказание адекватной помощи детям, вступившим в конфликт с законом, включающего в себя применение воспитательных мер и восстановительных технологий, направленных на недопущение повторного совершения правонарушений и преступлений этими детьми, содействие возвращению детей к полноценной жизни в обществе;

совершенствование подготовки и переподготовки профессиональных кадров для работы с семьями, воспитывающими детей, детьми;

содействие реализации права детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы;

расширение масштабов социального партнерства между государственными и общественными организациями, оказывающими поддержку семьям с детьми и детям.

     Раздел 1. Особенности положения детей в Саратовской области и основные проблемы в сфере детства


Саратовская область пропагандирует и оберегает традиционные для России семейные ценности. Семьи, достойно воспитывающие детей, пользуются заслуженным почетом и уважением.

Главной ценностью в области является ребенок. Именно ради детей, ради будущих поколений развивается область, повышается благосостояние населения, развивается инфраструктура, здравоохранение, образование, промышленность.

В области семья и дети находятся под особой защитой. И именно поэтому, при всей сложности экономической ситуации бюджет области сохраняет свою социальную направленность.

Гарантией права на жизнь каждого ребенка является обязанность государства обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка, а также при принятии решений, касающихся прав, свобод и законных интересов ребенка, обеспечивать наилучшие интересы ребенка.

В последнее время по отдельным вопросам удалось снизить количество угроз для детей, достичь положительных результатов в предотвращении гибели детей. Однако не все еще сделано для того, чтобы дети могли рождаться, жить и развиваться в комфортной, благоприятной, безопасной среде, обеспечивающей их наиболее полное, своевременное, всестороннее, гармоничное развитие.

В системе управления сферой государственной семейной политики не решены вопросы полноценной межведомственной и межуровневой координации по своевременному оказанию адекватной комплексной помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Пропаганда взаимоуважительных отношений между детьми, между детьми и их законными представителями, между детьми и представителями старших поколений, позитивного отношения к традиционным для России семейным ценностям и многодетным семьям не стали приоритетными в работе органов и должностных лиц местного самоуправления.

Еще не сформирована целостная система поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, отсутствует единый орган исполнительной власти области, уполномоченный на реализацию государственной политики области в отношении семьи и детей.

В условиях размывания и разрушения смыслов и ценностей культуры русского и других народов области, проникновения в культурно-информационную среду чуждых идей возникла опасность принижения роли традиций культуры как главной основы в воспитании высокой духовности и патриотизма личности.

Не решены проблемы детей, воспитывающихся в семьях мигрантов и детей, воспитывающихся в семьях, хотя постоянно и проживающих на территории области, но не имеющих возможности зарегистрироваться не только по месту жительства, но и по месту пребывания.

Не выработан действенный механизм оказания помощи детям, пострадавшим от противоправных действий и преступлений.

Распространенность бедности семей с детьми и семейного неблагополучия, имеют место случаи жестокого обращения родителей с детьми, распространенность социального сиротства.

В обществе существует высокий уровень социального и имущественного неравенства и дифференциации благосостояния семей с детьми в различных муниципальных образованиях области, что является фактором, усугубляющим бедственное положение отдельных семей, воспитывающих детей.

Недостаточное использование имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, связанное с проблемами межведомственного взаимодействия и неэффективной работой органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ежегодное сокращение численности детского населения, обусловленное как негативным воздействием снижения численности населения в целом, так и увеличением случаев бесплодия у женщин репродуктивного возраста.

Неудовлетворительный уровень здоровья беременных женщин и детей, что обусловлено ростом ряда нозологических форм, приводит к увеличению количества хронических заболеваний у детей, вплоть до инвалидности.

Несовершенные системы классификаций и критериев установления инвалидности для детей и установления оптимального образовательного маршрута.

Серьезные риски, связанные с существующей угрозой распространения среди населения, в особенности среди женщин и детей, вируса иммунодефицита.

     Низкий уровень культуры и грамотности в обществе.


Отсутствие прогрессивных методов медико-социальной реабилитации родителей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью.

Недостаточно эффективная, формальная работа органов опеки и попечительства по контролю за соблюдением прав детей, особенно уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья), являющихся воспитанниками, проживающих в государственных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей.

Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья).

Различная степень защищенности уязвимых категорий детей, являющихся воспитанниками, проживающих в государственных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей, связанная с различной ведомственной принадлежностью этих учреждений, что, в свою очередь, порождает разные условия проживания, образования, в том числе и дополнительного, развития, воспитания, а также разную степень обеспечения соблюдения прав детей.

Недостаточно эффективная работа по профилактике абортов, отказов от новорожденных, социально- и медико-психологическому сопровождению беременных женщин и матерей с детьми до 3 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для жизни, нравственного, психического, физического здоровья детей.

Отсутствие действенных мер защиты детей от некачественных и опасных для жизни, нравственного, психического и физического здоровья товаров.

Продолжающиеся случаи нарушения прав детей на жизнь, распространенность насилия в отношении детей, в том числе и сексуального.

Недостаточное развитие безопасной инфраструктуры детского и семейного отдыха.

Требует совершенствования система оказания детям услуг летнего отдыха и оздоровления, организации занятости детей в каникулярный период.

Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

Раздел 2. Приоритетные направления реализации Стратегии I. Семейная политика детствосбережения

     
1. Краткий анализ ситуации и основные задачи


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»