Система принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной молодежной политики, определена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года".
Государственная молодежная политика - это направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах развития страны.
Молодежная политика на уровне муниципалитета - это деятельность органов местного самоуправления, направленная на содействие социальному становлению молодых граждан, реализацию потенциала молодежи в решении задач развития города.
Одним из направлений данной деятельности является организация временного трудоустройства несовершеннолетних в свободное от учебы время. Согласно статье 7.2 органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании временного трудоустройства несовершеннолетних в свободное от учебы время.
Целью трудоустройства несовершеннолетних является формирование будущего кадрового потенциала - молодежь получает первые профессиональные навыки еще со школьной скамьи, тем самым решается актуальная социальная задача по включению молодежи в экономические процессы.
Трудоустройство подростков позволяет осуществлять раннюю профориентацию несовершеннолетних, получение ими первичных трудовых навыков, навыков взаимодействия в трудовых коллективах. Это неразрывно связанно с профилактикой асоциальных явлений среди несовершеннолетних. Подростки не только заняты большую часть дня, но и получают возможность заработка соразмерно своему возрасту, улучшая свое материальное состояние.
В последние годы проблема трудоустройства подростков приобрела особо острый характер. Это связано с рядом объективных причин, в том числе со сложной экономической ситуацией в обществе, низкой конкурентоспособностью несовершеннолетних на рынке труда, диспропорцией между спросом и предложениями на рынке труда подростков. В настоящее время работодатели не только сокращают временные рабочие места, но и отказываются принимать участие в подростковой занятости.
Согласно сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области в 2017 году на территории города численность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет составляла более 27,0 тыс. человек (в 2016 году - 27,1 тыс. человек). Из них, по сведениям ГКУ СО "Центр занятости населения города Саратова", 2821 несовершеннолетний или 10% от общей численности приняли участие во временном трудоустройстве (в 2016 году - 2513 человек), в том числе 792 подростка были трудоустроены при поддержке средств бюджета города (в 2016 году - 672 человека).
Участие администрации муниципального образования "Город Саратов" в организации подростковой занятости осуществлялось в рамках реализации ведомственной целевой программы "Участие в организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время" на 2017 год посредством предоставления субсидий работодателям на возмещение части затрат, связанных с выплатой заработной платы трудоустроенным несовершеннолетним.
Муниципальная программа "Участие в организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время" на 2019-2021 годы включает подпрограммы:
- подпрограмма N 1 "Организация и стимулирование интеграции несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в трудовую деятельность".
Подпрограммой предусматривается развитие партнерских отношений органов местного самоуправления и работодателей города для создания условий максимальной занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время.
В рамках подпрограммы будет осуществляться предоставление из бюджета города финансовых средств организациям, трудоустраивающим несовершеннолетних.
Участие в программных мероприятиях муниципальных учреждений позволит увеличить перечень вакансий для трудоустройства несовершеннолетних. Подросткам кроме вакансий, связанных с благоустройством, будут предложены вакансии помощника вожатого, спортсмена, культорганизатора, артиста - концертного исполнителя и др., что позволит не только обеспечить данной категории молодежи содержательный досуг, но и будет способствовать снижению подростковой преступности, профилактике асоциального поведения в молодежной среде;
- подпрограмма N 2 "Информационная поддержка интеграции несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в трудовую деятельность".
Задачей подпрограммы является информирование населения, заинтересованных организаций и координация деятельности по вопросам временного трудоустройства несовершеннолетних.
Мероприятиями подпрограммы предусмотрено информационное сопровождение работы по подростковой занятости посредством размещения материалов в средствах массовой информации, организация и проведение заседаний оперативного штаба по организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, акций, круглых столов, семинаров, совещаний, встреч несовершеннолетних с представителями бизнес-сообществ и т.п., а также мероприятий в муниципальных общеобразовательных учреждениях по подростковой занятости.
Систематическая работа по содействию занятости несовершеннолетних с применением разнообразных форм и методов, четкое распределение обязанностей между различными структурами позволит отработать механизмы социального партнерства по обеспечению занятости подростков, повысить уровень информированности населения города Саратова по вопросам временного трудоустройства.
По итогам реализации муниципальной программы будет оказано содействие в трудоустройстве 829 подросткам, что составит (прогнозно) не менее 9% в общем количестве трудоустроенных подростков в городе Саратове.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению вопросов временного трудоустройства несовершеннолетних в свободное от учебы время, а также повысить эффективность и результативность осуществления бюджетных расходов, достичь конечных результатов муниципальной программы в целом.